Винченцо Беллини
Глава №97 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИтальянские композиторы всегда с благоговением относились к чудесным голосам великих певиц и певцов. Идеальнейшим проявлением музыкальности был для них чистейший блеск человеческого голоса. Это преклонение, однако, в XIX веке перешло в крайность. Постепенно композиторы встали на ту недостойную точку зрения, что телом, живым организмом оперы является исполнитель-певец, а музыка — лишь искусно надетая на него оболочка. В партитуре композитору были подвластны лишь увертюры, интермеццо, речитативы, хоры. Арии же создавались по вкусу избалованной «звезды». «Маэстро, — говорит знаменитый баритон Тамбурини или избалованная дива Каталани, — в начале этой арии поставьте выдержанное «си», так как я хочу, чтобы в полной мере проявилась высота моего голоса. Затем, в заключительной части, придумайте несколько рулад, ибо лишь в этом случае я смогу в достаточной степени продемонстрировать технику дыхания... Затем поставьте всю фразу тоном выше, а то все это выглядит недостаточно эффектно...» Композитор отвешивает поклон, забирает партитуру и спешно переписывает всю арию. Иногда по пять-шесть раз, покуда «звезда» не кивнет милостиво: «Ладно, это уже можно спеть». И таких певцов-тиранов в Европе того времени было немало. Кроме уже упомянутых, легендарный тенор Рубини (Вагнер в одной из своих работ по эстетике посвятил ему целую главу, правда, не совсем хвалебную по тону), сопрано Джудитта Паста, великолепная певица меццо-сопрано Гризи, а также Албани, Малибран, Лаблан и одна из величайших «чудо-певиц» всех времен — Патти. Великие итальянские певцы вскоре вынуждены были запеть мелодии нового композитора, и имена Россини и Доницетти как бы слегка поблекли в сверкании вновь появившегося гения.
Это был Винченцо Беллини. Ловкие директора итальянских театров забрасывают все другие партитуры, и на афишах один за другим провозглашаются шедевры Беллини: «Чужестранка», «Сомнамбула», «Пират». Юному автору всего двадцать с небольшим лет, но слава о нем прогремела по всей Италии. Земля Скарлатти подарила миру нового Моцарта!
Жизнь Беллини, — он жил всего тридцать четыре года, — можно изложить в нескольких фразах. Отец его, Розарио Беллини, органист в Катанье. Сын пишет свою первую композицию в возрасте шести лет. Спустя год, в старом соборе Катаньи, зазвучали первые церковные произведения юного композитора. Восемнадцати лет, при помощи губернатора Сан Мартино, он попадает в неаполитанскую консерваторию. Цингарелли не был от него в восторге. После года учебы он так и сказал ему, что ожидал большего от «Моцарта из Катаньи». Беллини был тихим и скромным человеком, но в этот памятный день он дал обет превзойти своего учителя, стать более знаменитым композитором, чем Цингарелли. Свой обет он сдержал. Еще учась в консерватории, он создает оперу «Адельсон и Сальвина». На премьере присутствует и Барбайа, вечно все пронюхивающий. Он тотчас заключает с юношей договор. Следующее произведение Беллини — «Бианка и Фернандо» — ставится уже в театре Барбайа. За эту оперу Беллини получает триста золотых дукатов. (В то время это было целым состоянием.) Но огромный успех не спасает Беллини от большого жизненного разочарования. Он просит руки Маддалены Фумароли, дочери надменно-изысканного патриция. Родители ее грубо отказывают ему. Беллини теперь уже горит жаждой не только превзойти Цингарелли, но и доказать надменным Фумароли, что он принес бы только славу их семье. Ему исполняется двадцать девять лет, когда его первый обет осуществляется. Он пишет музыку на то же либретто, что и знаменитая опера Цингарелли «Ромео и Джульетта». Старый маэстро вынужден склониться перед гением молодого музыканта. Новая опера Беллини «Капулетти и Монтекки» обрекла на забвение оперу Цингарелли. А после мирового успеха «Нормы», катанийцы чеканят медаль в честь своего великого земляка:
VINCENTIUS BELLINI CATANIENSIS MUSICAE ARTIS DECUS
(Винченцо Беллини из Катаньи — гордость музыкального искусства)
Сам Беллини считал лучшей своей оперой «Норму». И верно, с таким усердием он не работал ни над одним из своих произведений. Арию Casta Diva, например, он написал в восьми вариантах. Молодой композитор неохотно покидает Италию, но мировой успех обязывает. Импрессарио до тех пор осаждают его, пока он не отправляется, наконец, в Париж. Живущий там Россини встречает юного соперника сердечной дружбой. Беллини лишь здесь, в Париже, осознает, сколько ему еще надо учиться. На родине он обезоруживал всех очарованием мелодии; если же он хочет успеха и в Париже, он должен выйти на арену во всеоружии. И Беллини усердно учится. Учителем его является сам Россини. Он знакомит Беллини с французским вкусом, с искусством настоящей драматической акцентации, с тысячью секретов оркестровки. Плодом парижских уроков Беллини явилась его чудесная лебединая песнь, опера «Пуритане». Премьера ее вызвала в Париже сенсацию. Главные роли взяли на себя Тамбурини и Лаблан, а постановку — верный друг, маэстро Россини.
Беллини ненамного пережил громадный успех «Пуритан». В возрасте тридцати четырех лет он умер.
Нимб славы Беллини померк очень скоро. Ибо наша эпоха дождалась гения, осуществившего все надежды, заложенные в музыке Беллини. Гений этот — Джузеппе Верди.
Рядом с его колоссальной драматической силой Беллини кажется несколько маломощным. Выразительность оркестрового языка Верди умаляет оркестр катанийского маэстро до бренчания на гитаре. Но Беллини владел неким волшебством, которое никто не в силах затмить. Мелодия! Тонким контуром своих мелодий он мог обрисовывать людей, их судьбы, конфликты. Его мелодии не подчиняются голосам исполнителей, арии его воссоздают на сцене атмосферу драмы. В них чувствуется дыхание жизни. Среди ремесленников, работавших по шаблону, он — настоящий мастер, ведущий под свою музыку не дергающихся марионеток, а живых, чувствующих людей. Сценический мир Беллини эмоционален, порой, пожалуй, и сентиментален, но свет, падающий на его образы, даже если и бледноват и напоминает иногда бенгальский огонь, является все же светом жизни.