Россини. Опера «Вильгельм Телль»
Глава №92 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера в четырех действиях. Либретто Этьена де Жуй и Ипполита Би по драме Шиллера.
Премьера — 3 августа 1829 года в Париже.
Действующие лица: Вильгельм Телль — баритон; Геслер, наместник императора в Швейцарии — бас; Вальтер Фюрст — бас; Мельхталь — бас; Лейтхольд — бас; Рудольф Гаррас, друг Гесслера — тенор; Герцогиня Матильда Габсбургская — сопрано; Хедвиг, жена Телля — сопрано; Джемми, сын Телля — сопрано.
Действие происходит в Швейцарии в начале XIV века.
Действие первое
Площадь в Бюргельне, в кантоне Ури. На заднем плане — озеро, справа — дом Телля. Телль стоит в стороне от толпы весело поющих крестьян.
Арнольд Мельхталь вводит своего престарелого отца, которого все с почтением приветствуют. Когда Арнольд остается один, он повествует о своей печали. Из любви к герцогине Матильде Габсбургской он поступил на службу к врагу; его мучает совесть и любовь к родине. К нему подходит Телль и призывает возвратиться в ряды защитников родины. Арнольд Мельхталь заявляет о своем согласии. В то время как народ развлекается стрельбой в цель, врывается Лейтхольдс. Он убил геслеровского солдата, пытавшегося похитить его дочь, и теперь люди Геслера преследуют его. Он мог бы спастись, переехав через озеро, но собирается гроза, и рыбак не соглашается перевезти его. В лодку вскакивает Телль, чтобы перевести Лейтхольд;а. Появляется Гаррас с солдатами. Видя, что беглец сумел спастись, в ярости он арестовывает старика Мельхталя, который храбро сопротивляется геслеровцам.
Действие второе
Картина первая. Лесная местность.
Матильда встречается со своим возлюбленным, Мельхталем. В горячих любовных признаниях они клянутся друг другу в вечной любви и решают завтгра утром обвенчаться в старой часовне. Когда прибывают Телль и Вальтер Фюрст, Матильда удаляется. Телль снова пытается уговюрить Мельхталя: «Матильда так же ответственна за ужасы, шостигшие швейцарский народ, как и любой представитель габсбургской тирании!»
Затем Телль сообшает Мельхталю, что его престарелого отца убили люди Геслера. Услышав это, Мельхталь отрекается от своей любви и клянется отомстить.
Картина вторая. На плоскогорье Рютли.
Кажется, что леса Швейцарии тронулись с места: так много движется по дороге кошей и обнаженных мечей. Это лучшие люди Унтервальда, Ури, ХПвица пришли к Вильгельму Теллю.
В бой готовы
Три кантона,
Надежда на тебя.
Месть призывает,
Наше дело не может быть подавлено,
В этой битве мы должны победить!
Телль спрашивает бойцов:
Если завтра разгорится
Огонь на вершинах,
Кто ринется в бой?
Представители трех кантонов отвечают:
Если окажется трус в наших рядах,
Позор ему, будь он жив или мертв!
Сотни людей вопрошают одновременно:
Каков девиз?
Телль и Арнольд Мельхталь отвечают почти одновременно:
Девиз наш — Свобода!
Действие третье
На рыночной площади Альтдорфа.
На заднем плане шест, увенчанный шляпой Геслера. Проходящие мимо шляпы швейцарцы обязаны кланяться ей. Появляется Геслер со своей свитой. Телль проходит мимо шляпы, не поклонившись. Геслер приказывает его арестовать. Телль тайком посылает сына домой, чтобы тот зажег огни, подающие знак ко всеобщему восстанию. Геслер схватывает мальчика и сообщает Теллю, что если он хочет спасти жизнь сына, пусть собьет выстрелом из лука яблоко с его головы. Телль сбивает яблоко. Еще не затихли возгласы приветствий в честь меткого стрелка, как Телль заявляет: «Если бы стрела моя не попала в цель, второю я пронзил бы сердце наместника».
Телля снова схватывают, бросают в лодку, чтобы свезти в Кюсс- нахт, где его ждет палач ...
Действие четвертое
Картина первая. Хижина старика Мельхталя.
Швейцарцы призывают Арнольда к спасению Телля. Арнольд зовет друзей в бой.
Картина вторая. Скалистая местность у Фирвальдштетского озера.Жена Телля, Хедвиг, горюет по мужу и сыну. Герцогиня Матильда возвращает ей сына, которого Геслер освободил по просьбе знатной дамы. Матильда сообщает Хедвиг, что муж ее находится в лодке наместника. Мальчик торопится в дом, чтобы, согласно приказанию отца, дать знак к восстанию.
Женщины сбегают к озеру и видят, что Телль один сидит за рулем утлой шлюпки. Видно, что бурные волны бросают непрочную лодку из стороны в сторону. Когда лодка проходит близ скалы, Телль прыгает на берег и толкает лодку обратно. Он обнимает жену и сына. Но уже подоспевает Геслер со своими людьми, которым также удалось выбраться на берег. Телль целится из лука и попадает наместнику в сердце. Солдаты убегают, оставив мертвого Геслера. А народ приветствует своего спасителя. Все выражают ему свою благодарность.
Автор драмы — Фридрих Шиллер (1759—1805). Его замечательное творчество, от «Разбойников» до «Дона Карлоса», от «Марии Стюарт» до трилогии «Валленштейн» и неоконченного «Бориса Годунова» («Димитрий-самозванец»), вдохновляло не только драматургию того века, но оказало большое влияние и на музыкальный театр, на оперу.
Вот далеко не полный перечень случаев обращения оперных композиторов к шиллеровским драмам:
«Мессинская невеста» — Фибих и Ваккаи;
«Дон-Карлос» — Верди, Михаэль Коста;
«Фиеско» — Лало, Верди (основа оперы «Симон Бокканегра»);
«Орлеанская дева» — Балфе, Резничек, Чайковский, Ваккаи, Верди;
«Коварство и любовь» — Верди («Луиза Миллер»);
«Разбойники» — Меркаданте, Верди;
«Валленштейн» — Вейнбергер
«Вильгельм Телль» — Россини, Карр.