Чимароза. Опера «Тайный брак»
Глава №88 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВозвращаясь в 1792 году из Санкт-Петербурга на родину, Доменико Чимароза проезжал через Вену. Блестящая Вена с ее кипучей музыкальной жизнью и театральной культурой на некоторое время задержала композитора. В веселые дни пребывания Чимарозы в Вене император Леопольд II заказал ему написать для Вены комическую оперу. Так в веселой австрийской столице был написан Чимарозой «Тайный брак». Премьера оперы была необычным явлением в истории оперной сцены, поскольку по желанию императора и публики спектакль сразу же был повторен. Новое произведение Чимарозы было сыграно два раза подряд, представление длилось с вечера до рассвета. Публика, таким образом, за свои деньги насладилась веселой оперой дважды.
«Тайный брак», произведение, популярное и поныне, Чимароза написал на остроумный и интересный текст Джованни Бертати. Эта опера во многом отлична от опер-буффа, что появлялись в то время десятками и были полны приевшихся оборотов. Оба автора смело отбросили привычные шаблоны буффонады. Своеобразной смелостью было в произведении, например, то, что действие развивается в нем не только в речитативах, но и в ариях. Ария здесь не только лирическое отступление, задержка действия между речитативами. Чимароза и Бертати развивают действие и в арии. Речитативы в опере отличаются тем, что стоят гораздо ближе к человеческой речи, чем у предшественников Чимарозы. Композитор отходит от стиля неаполитанской оперы-буффа и в том, что отвергает важнейшее наследие этого стиля — колоратуру как самоцель. Вековой грех колоратуры, этого красивого отпрыска неаполитанского «bel canto», состоял в том, что благодаря ей на европейской сцене возник «террор соловьев», бездушные трюкачества жеманных, виртуозничающих, тщеславных оперных «звезд». «Звезда» выходила к рампе и, жеманничая, производила голосовыми связками целую серию фокусов, стараясь поразить публику звуковыми эффектами. На сцене же в это время прекращалась игра, прекращалось само действие. Сюжет терял свое значение, отношения между действующими лицами разрывались. Этот бездушный стиль пения порождал либреттистов и композиторов, для которых ничего не значили такие понятия, как поэтическая правда, человеческое содержание. Их задачей было только создание арий, дающих возможность избалованным «соловьям» блеснуть эффектами, трюкачеством. Чимароза порывает с этой нездоровой и вредной традицией. Колоратура в его операх выражает чувства и состояния, хохочет и щебечет. Она становится естественным голосом женской болтовни, сплетни, лукавства. А шутки, «буффонерии», отражают жизненную правду.