Джованни Баттиста Перголези
Глава №85 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТрагически краткий жизненный путь Перголези можно рассказать в нескольких словах.
Перголези был учеником лучших неаполитанских мастеров. Его первым произведением, имевшим успех, была музыкальная драма религиозного содержания, настолько захватившая слушателей, что автору тотчас же дали новое поручение — уже написать «настоящую» оперу.
Несмотря на то, что в последующие годы Перголези непрерывно получал заказы на оперы, внимание его все более привлекал своеобразный новый жанр, называемый музыкантами начала XVIII века интермеццо.
Что, в сущности, представляло собой интермеццо?
Интермеццо в буквальном смысле означает игру между действиями. По значению же своему это была короткая комическая опера, которую играли в антрактах большой «серьезной» оперы. Представим себе: действие первого акта оперы происходит где-нибудь на Олимпе, а между первым и вторым актом вклинивается первое действие смехотворной истории Уберто, Веспонэ и Серпины. Затем на Олимпе продолжается действие тяжеловесной оперы-сериа. В перерыве же между вторым и третьим актом развивается пикантная история холостяка и его служанки, мечтающей стать госпожой. Вслед за этим поднимается занавес, и мы видим окончание мифологической истории.
На сцене, таким образом, борются друг с другом пафос серьезной оперы и веселая непосредственность оперы-буффа. Но за этой борьбой серьезного и комического жанра скрывалась борьба аристократии и буржуазии, жителей дворцов с народом улиц. Именно это значение имела комическая опера, приспособившая к оперной сцене традиции комедии дель арте, импровизированной комедии, играемой на рыночных площадях. Действующие лица ее уже не герои, а простые, обычные люди, и подлинность действия доказывается не античной мифологией, а реальной жизнью.
Интермеццо Перголези, завоевав мировой успех, отделились от «основной оперы», стали самостоятельными и явились предшественником комической оперы, классическими мастерами которой были Паэзиелло, Моцарт, Чимароза, Россини, Доницетти, Верди и многие другие.
Главные сценические произведения Перголези: «Монах-любовник» (1732), «Гордый пленник» (1733), «Служанка-госпожа» (1733), «Адриан в Сирии» (1734), «Олимпиада» (1735) и «Фламинио» (1735).