«Тристан и Изольда». История создания оперы
Глава №64 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПосле революции 1848 года Вагнер вынужден жить изгнанником в Швейцарии. Там он находит себе приют в цюрихской вилле гостеприимной семьи Везендонк. Между Вагнером и хозяйкой дома Матильдой возникает взаимная любовь, хотя оба знают, что никогда не смогут принадлежать друг другу. И все же они не в состоянии отказаться от своей любви. Поэтическое отражение этой страсти Вагнер нашел в кельтском сказании о Тристане и Изольде. В положении Тристана и Изольды нет другого выхода кроме смерти. Этот глубокий пессимизм, естественная черта характера Вагнера, проявился, еще до знакомства его с Шопенгауэром, в «Летучем голландце», в «Тангейзере» и в «Лоэнгрине». В «Тристане» пессимизм накладывает свой отпечаток как на текст, так и на музыку оперы. Вспоминая о том, как он писал «Тристана», Вагнер говорит, что стихотворные строки уже содержали в себе зародыш мелодии. Душевную драму действующих лиц здесь выражает не столько внешнее действие оперы, сколько музыка, «волнующаяся, как безбрежный океан, меняющая свою окраску, расплывающаяся в тумане бесконечная мелодия». «Вечным волнением любовного томления ... таинственными кругами, расходящимися по поверхности от погружения в смерть... вечной мелодией влюбленных душ... единым бурлящим и кипящим океаном...» называют музыку «Тристана».
В мощном и таинственном поэтическом порыве Вагнер переходит от безнадежной философии небытия к философии жизнеутверждения. Небывалая полнота жизни в самом вагнеровском оркестре, который в борьбе с безнадежностью прославляет жизнь. Так из пессимистического отрицания, томления по небытию рождается великое утверждение искусства.
В 1857 году был закончен текст либретто. Вагнер писал его на зеленом Энгенском холме, на берегу Цюрихского озера, вблизи Матильды, в нескольких сотнях метров от виллы Везендонков. Большая часть музыки также была вдохновлена любимой женщиной и написана вблизи нее. События и благоразумие принудили Вагнера расстаться с Матильдой. У Матильды было трое детей и муж, человек благородной души, все видящий, все понимающий и все терпящий; у Вагнера была жена — увядающая, больная и ревнивая Минна. Вагнер переехал в Венецию и продолжал там работать над «Тристаном». В дневнике, который он вел там, каждая строка была обращением к Матильде: «Теперь, дитя мое, я возвращаюсь к моему Тристану, чтобы через него беседовать с тобой».
Партитура «Тристана и Изольды» была окончена в 1859 году, но первая постановка оперы состоялась лишь в 1865 году, в Мюнхене.