Вольфганг Амадей Моцарт
Глава №20 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВольфганг Амадей Моцарт родился в австрийском городе Зальцбурге, раскинувшемся на берегах реки Зальцах. Извилистые, узкие улочки были украшены дворцами, выстроенными в итальянском вкусе, и домами в стиле барокко. Город, на протяжении всего XVIII века считавшийся центром музыкальной жизни, окружали живописные горы и леса. При дворе герцога-архиепископа Сигизмунда Шраттенбаха собрались превосходные музыканты: выдающийся знаток полифонии Эберлин, автор развлекательной музыки, в классическом смысле этого слова, Адльгассф, младший брат «великого» Гайдна, Михаэль Гайдн, и отец «великого» Моцарта, Леопольд Моцарт, бывший одним из наиболее образованных и выдающихся педагогов своей эпохи.
В такой атмосфере рос маленький Моцарт. Он рано познакомился с музыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами у зажиточных горожан и с миром народной музыки Зальцбурга. В возрасте четырех лет Моцарт уже отлично играет на фортепьяно, и едва познакомившись с царством черно- белых клавишей, он уже начал сочинять музыку. По свидетельству одной записи того времени, он буквально за несколько дней освоил игру на скрипке и вскоре поразил свою семью и друзей отца рукописью «фортепьянного концерта».
Отец мальчика, Леопольд Моцарт, для музыкального воспитания своего сына разработал чрезвычайно основательной учебный план. Результаты этого не замедлили сказаться: малышу едва исполнилось шесть лет, как он впервые выступил перед широкой публикой, а вскоре после этого отправился в «концертное турне», покоряя любителей музыки в Мюнхене, Пассау, Линце и Вене. Маленький Моцарт выступает и в Пожони, где пользуется весьма большим успехом в кругу венгерских знатоков музыки. Едва прошел год после первого триумфа, как семья Моцарта вновь отправляется в путь. В ходе этих путешествий воображение ребенка-артиста обогащается огромными впечатлениями. Он знакомится с прославленными итальянскими артистами той эпохи: Томазини, Йомелли и Нардини. Эти встречи связали моцартовский мир с инструментальным и вокальным искусством Италии. С триумфом шествует Моцарт через Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург и Маннхейм. Маленький артист посещает славящиеся по всему миру концерты Маннхеймского оркестра, и, пожалуй, здесь ему впервые приходит в голову, какие бесконечные возможности, причем, более или менее нераскрытые, таятся в сценических эффектах оркестра, в его смелых контрастах.
Вскоре маленький Моцарт покоряет и Париж, а затем его семья отправляется в Лондон, где в то время находились крупнейшие мастера оперной сцены. Значительнее всех прежних влияний оказалось влияние Иоганна Христиана Баха (1735—1782). Младший сын великого Иоганна Себастьяна сочетал в себе богатство мелодий итальянской музыки с возвышенными идеалами немецкой. Бах основательно занимался с юным артистом и передал своему ученику лучшие свои знания.
История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений, которыми маленький Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Моцарту было всего десять лет, когда он, тщательно изолированный от родительского дома и отцовской поддержки, пишет свою первую ораторию. Дело в том, что герцог-архиепископ считал, будто «произведения» чудо-ребенка сочинял его отец. Поэтому мальчика целую неделю держали в настоящем плену, и запертая дверь открывалась лишь тогда, когда надзиратели приносили ему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре после оратории, исполненной с большим успехом, он поражает публику музыкальной комедией под названием «Аполлон и Гиацинт». Через некоторое время он создает произведения, которые еще и сейчас встречаются в репертуарах оперных театров, а именно — небольшие оперы «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьена».
В декабре 1769 года маленький музыкант отправляется в концертное турне по Италии. Ему всего тринадцать лет, а за плечами у него уже значительное композиторское прошлое. Он сочинял концертные произведения, вокальные композиции, музыку для сцены, и хотя в его сочинениях сильно отражается влияние его учителей и образцов, тем не менее они свидетельствуют о том, что маленький Моцарт уже начинает создавать свой характерный поэтический мир.
Путешествие по Италии — самое захватывающее, самое прекрасное впечатление в жизни Моцарта. Его повсюду восторженно чествуют. Великие итальянские музыканты сначала с недоверием и даже с подозрением относятся к легендам, окружающим имя Моцарта. Но гениальное дарование маленького артиста покоряет и их. Перед ним преклоняются Локателли, Саммартини и, наконец, Падре Мартини (1706—1784), который продолжает шлифовать знания и технику Моцарта. Вершины славы Моцарт достигает в Риме. В соборе святого Петра он слушает «Мизерере» Аллегри и, прослушав это полифоническое произведение всего лишь один раз, по памяти записывает его на бумагу. Памятью о его поездке в Италию являются опера «Митридат, царь Понта», а также театрализованная серенада «Асканио в Альбе» и несколько позже опера «Лючио Силла». Все эти творения излучают воспоминания об итальянской музыке, о красотах Италии, о счастливых, полных славы годах.
Влияние Италии проявляется не только в итальянском языке либретто, в естественной, гибкой, употребляемой, словно родной язык, мелодии, в легких, прозрачных музыкальных формах, но и в искрящейся жизнерадостности, которая пронизывает музыку юного Моцарта.
После поездки по Италии музыка Моцарта становится все более глубокой, а его творчество охватывает все более широкие области музыкального мира. Он создает квартеты для струнных инструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепьяно и произведения, написанные для самого разнообразного сочетания инструментов. Оперная музыка Моцарта также обогащается целым рядом новых сочинений. И «Мнимая садовница» и «Король-пастух» родились после триумфального шествия по Италии.
Молодой композитор, который до сих пор знал лишь блестящую сторону жизни, теперь познает ее изнанку. Новый герцог- архиепископ Иероним Коллоредо и его придворные все чаще и чаще дают понять Моцарту, что он всего-навсего слуга, которому полагается не больше уважения, чем любому поваренку, придворному охотнику или одетому в ливрею лакею. Архиепископ Иероним не любит музыки, не любит и юного Моцарта, в котором вместе с его расцветающим гением все более определенным становится независимое поведение и человеческое достоинство.Вскоре Моцарт расстается с Зальцбургом и с придворной службой. Пожалуй, это первый великий композитор, который пытается жить по-навому: не ищет убежища при феодальных дворах, а стремится зарабатывать себе на жизнь, как любой независимый, самостоятельный «гражданин». Мы снова встречаем Моцарта в Манн- хейме, в этой цитадели новой музыкальной культуры. Здесь он знакомится с семьей Веберов и приобретает несколько верных, замечательных друзей среди любителей искусства. Он одаряет солистов Маннхеймского ансамбля, пользующихся мировой славой, целым рядом своих шедевров.
Во время пребывания в Маннхейме Моцарт узнает и тяжелые материальные заботы: его семья со все большими трудностями собирает средства для его жизни за границей. Во время очередной поездки в Париж он познает муки ожидания в прихожих, упрашиваний и поисков протекции. Перед юным композитором остается открытым единственный путь: назад, в Зальцбург, в «темницу» архиепископского двора. По ходатайству Леопольда Моцарта архиепископ, хотя и принимает обратно своего бывшего музыканта, но дает строгое указание: его слугам и лакеям всякие публичные выступления запрещены. Это, разумеется, распространяется и на Моцарта, который, собственно говоря, незаконно выступает перед публикой со своей новой оперой «Идоменей». Теперь разрыв между архиепископом и композитором становится уже окончательным. Один из придворных архиепископа обругал Моцарта и пинком ноги вытолкнул его из комнаты. Эта грустная и унизительная «увертюра» является лишь вступлением к дальнейшей тяжелой борьбе, которую предстоит вести Моцарту. Аристократические круги отворачиваются от бывшего вундеркинда, и те, кто еще недавно платили ему золотом и овациями, теперь считают творения возмужавшего и созревшего музыканта чрезмерно тяжелыми, путаными, абстрактными.
А Моцарт тем временем в изобилии создает шедевры. Он выступает перед публикой с новыми и новыми камерными произведениями, симфониями и вокальными сочинениями. А в 1782 году исполняется его первая зрелая опера «Похищение из сераля», которая открывает новую главу в истории оперы. Моцарт опирается на народные музыкальные комедии, в его произведении уже поют, страдают, радуются и действуют живые, чувствующие люди.
Успех «Похищения» знаменует и счастливый поворот в жизни Моцарта. Он обручается с Констанцей Вебер и летом этого же года сочетается с любимой браком.
Наступает новый, большой творческий период в его жизни, наиболее значительным событием которого, с точки зрения истории музыки, является глубокая дружба Моцарта и Йозефа Гайдна (1732—1809). Гайдн был одним из выдающихся гениев-творцов новой формы в музыке XVIII века. Выходец из семьи австрийского крестьянина-ремесленника, Гайдн приносит с собой в музыку влияние австрийской народной песни и народного танца. И это глубокое, проходящее через всю его жизнь влияние он сплавляет с классическими формами и классическим музыкальным построением. Искусство Гайдна отличают чувство меры и вместе с тем энергия. Оно полно реальности и чистой поэзии. Струнные квартеты Гайдна, которые, пожалуй, оказали наиболее сильное воздействие на Моцарта, делают из камерной музыки, стоявшей на уровне домашнего музицирования и развлекательной музыки, выразителя наиболее жизнеспособных, наиболее ценных музыкальных идей столетия. Под влиянием Гайдна музыка Моцарта обретает новые крылья. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта.
Но кроме моцартовского блеска, ставшего уже поговоркой, в его сочинениях все чаще проявляется более трагическое, более серьезное начало, свойственное человеку, видящему жизнь во всей ее полноте. В музыке Моцарта звучат все более смелые тона. Композитор все дальше и дальше уходит от требований общего вкуса, которые ставят перед покорными сочинителями музыки дворы магнатов, салоны вельмож и богачи-меценаты. Моцарт идет совершенно новыми путями и в области оперной сцены. Он создает замечательную оперу «Свадьба Фигаро», которая является великолепным продолжением, развитием и, можно смело сказать, пересмотром достижений итальянской комической оперы, оперы-буфф. Правда, и в этом шедевре нет недостатка в комических положениях, шуточных недоразумениях, поразительных бурлескных ситуациях, но суть его не в этом. Композитор с удивительной чистотой и уверенностью лепит свои фигуры, а его вдохновенная музыка придает реальность как полному энергии, борющемуся за свою правду Фигаро, так и вздыхающей по любви графине. Паж, считающий жизнь игрой, изображается с такой же достоверностью, как и полные комизма фигуры Марцелины, Бартоло или Базилио. В своем смелом полете Моцарт оставляет далеко за собой будничный, застывший мир оперы-буфф. Кроме смелой сатиры, беспощадной социальной критики, насыщающей либретто Бомарше, в опере звучит вечная философия музыки Моцарта: жизнь удивительно прекрасна и богата... Мощный творец, даже среди сотен неудач и унижений, оптимистически смотрит в грядущее.Но Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. Рядом с легкими, как пена, творениями итальянцев Сальери и Паэзиелло, Моцарт кажется чрезмерно тяжелым, мужественным, проблематичным, а вскоре появляется и немецкий композитор, которого несмотря на разбавленную поэзию и тяжеловесный юмор ставят впереди Моцарта. Громкие успехи Диттерсдорфа затуманивают славу Моцарта. Бедствия и лишения все чаще заглядывают и в дом композитора. Юная Констанца быстро растрачивает их скромные доходы, и Моцарт-отец, который некогда направлял каждый шаг своего сына, как наставник очень нужен был бы молодой чете: им не хватает того, кто навел бы порядок в их доме, разработал строгую программу жизни и творчества, считал бы каждый грош, на что неспособны легкомысленные, иногда по-детски безответственные молодые супруги.
В этих тяжелых условиях рождается в 1787 году один из величайших шедевров оперной литературы «Дон-Жуан,» Моцарта. Последние листы партитуры омрачаются трагическим известием: в Зальцбурге скончался Леопольд Моцарт. Композитор теперь действительно остался одиноким. Среди превратностей жизненной борьбы он уже не может надеяться, что отцовский совет, умное письмо, а может быть, и прямое вмешательство помогут ему в трудную минуту. Безо всякой поддержки предстоит бороться Моцарту с бесчисленными интригами, которые опутывают музыкальную жизнь Вены.
Премьера оперы «Дон-Жуан» состоялась в Праге и принесла ее автору мировой успех. Это великое творение включает в себя все то, что создала оперная культура эпохи. Сложная и даже в своих грехах блистательная фигура Дон-Жуана, великолепные женские образы — Анна, Эльвира, Церлина, грозная и величественная фигура каменного изваяния, превосходный образ Мазетто, — все они являются чудесными образцами музыкальной характеристики. А какое обилие музыкальных форм... Начиная с мощной драматической колоратурной арии вплоть до музыкальной буффонады! Как смело звучит и оркестр; музыка уже не является самоцелью, это уже не пение ради пения, не пустая, блестящая вокальная продукция, а органическая часть драмы. Мы по праву можем сказать: музыка «Дон-Жуана» вырастает из характеров героев, из ситуаций сценической игры, из глубины содержания поэтического произведения.
Таким образом, Моцарт осваивает художественные традиции эпохи, но развивает возможности, предоставляемые XVIII веком столь смело, что аристократическая Вена, вкусы которой становятся все более отсталыми, понятным образом, чуждается музыканта-революционера. Однако пражский успех вынуждает и императорский двор пойти на некоторые уступки. Моцарту предлагают занять место придворного музыканта, принадлежавшее недавно скончавшемуся Глюку (1714-1787). Однако это почетное назначение приносит композитору немного радости.
Венский двор обращается с Моцартом как с заурядным сочинителем танцевальной музыки и заказывает ему менуэты, лендлеры, контртанцы для придворных балов.
После длительной борьбы «Дон-Жуан» ставят и в Вене. Знатоки музыки считают творение Моцарта диссонансным, сумбурным, словом, не приносящим наслаждения.
Пожалуй, мы приблизимся к пониманию характера Моцарта еще на один шаг, если заметим, что именно под сенью этого провала рождается «Маленькая ночная серенада» — этот бессмертный шедевр, сотканный из мечты и действительности, из жизнерадостности и задумчивости, из ночи и блеска звезд.
Человека-творца победить нельзя. Он создает вокруг себя мир, который, заставляя забыть мелкие интриги, уколы от злых выпадов, непонимание и недобрую зависть, выражает прелесть жизни, ее чистоту и справедливость.
Краткий очерк жизни Моцарта был бы неполон без упоминания об одной трогательной встрече. В 1789 году композитор, проездом через Дрезден, Потсдам и Берлин, прибывает в Лейпциг. Здесь он посещает церковь св. Фомы, где некогда играл Иоганн Себастьян Бах. Моцарт играет на органе собора, и Доле, ученик Баха, в восторге заявляет: в этого молодого человека вселился дух Баха. В знак благодарности Доле заставляет хор исполнить один из мотетов Баха, который глубоко трогает Моцарта. Как раз в это время Моцарт начинает изучать великого музыканта рубежа XVII и XVIII веков.
Через год после поездки по Германии появляется опера «Все они таковы», затем, в 1791 году, — «Милосердие Тита» и, наконец, лебединая песня Моцарта — опера «Волшебная флейта». Это монументальное произведение еще на один шаг продвигает вперед развитие оперного искусства.
«Волшебная флейта» — первое грандиозное проявление немецкой национальной оперы. В ней продолжают звучать мелодии сказочных игр, волшебных опер, народных зрелищ, но сквозь внешние эффекты просвечивает более глубокое содержание: непоколебимая уверенность в человеке, нерушимая вера в то, что силы света непременно одержат победу над силами тьмы. Волшебник Зарастро и его помощники, символизирующие героев прогресса, после жестоких испытаний и тяжелых борений все же создают тот мир, в котором награда принадлежит добру, правде, а бесчеловечность постигает заслуженная кара.
Смерть застает Моцарта во время работы. Последнюю часть своего «Реквиема» он уже не смог закончить... Он был похоронен в общей могиле для бедняков. Друзья не шли за его гробом, ужасная непогода заставила их вернуться домой с полпути. Так случилось, что никто точно не знает, где нашел вечный покой великий композитор. Даже жена, которая в день похорон лежала дома больная. Но вместо надгробной надписи бессмертное имя Моцарта хранят более долговечные памятники: его шедевры, которые даже через полтора столетия несут людям красоту подлинного искусства. На протяжении более чем целого столетия Моцарта представляли в ложном свете. В нашем воображении он жил как велеречивый, умелый рассказчик, который говорит гладко, бойко, вкрадчиво, но речи его не хватает глубокого содержания.
Ныне мы ясно видим место Моцарта в истории музыки. Он жил в тесных рамках феодального общества, среди произвола вельмож. Моцарт-человек восстал и разорвал тесные путы. Моцарт- артист подхватил наследство своих предшественников, развил дальше унаследованные формы и наполнил их новым, богатым человеческим содержанием, подготовив революцию в музыке, совершенную Людвигом ван Бетховеном.
Некогда подчеркивали жизнерадостность Моцарта, но делали это односторонне. Ясный блеск, действительно, сверкает почти в каждом такте его музыки. Но однако эта веселость — вовсе не бессмысленная улыбка обывателя. Это радость творца, художника, который даже среди всех испытаний, борьбы и страданий продолжает любить жизнь, любить человека, любить мир. Эта улыбка порождена оптимизмом созидателя, перед которым уже маячат картины более справедливого будущего.