Опера Прокофьева «Обручение в монастыре» («Дуэнья»)
12.01.2011 в 12:56.Лирико-комическая опера в четырех действиях (девяти картинах); либретто композитора по Р. Шеридану, стихи М. Мендельсон-Прокофьевой.
Первая постановка: Ленинград, Театр им. Кирова, 3 ноября 1946 года, под управлением Б. Хайкина.
Главные персонажи: Дон Жером (тенор), Луиза (сопрано), Фердинанд (баритон), Дуэнья (контральто), Антонио (тенор), Клара (меццо-сопрано), Мендоза (бас), Дон Карлос (баритон).
Севилья. 18 в. Дворянин Дон Жером сговорился с богатым рыботорговцем Мендозой, что выдаст за него свою дочь, красавицу Луизу. Но Луиза любит молодого Антонио. Чтобы выбраться из дома, Луиза одевает платье своей дуэньи, к-рая охотно помогает ей, ибо сама непрочь выйти замуж за Мендозу. А Фердинанд, брат Луизы, любит Клару, ее подругу, к-рую мачеха выгнала из дома. Встретив на улице Клару, Луиза уговаривается с ней об обмане, к-рый поможет ей встретиться с Антонио. Назвавшись Кларой, Луиза просит Мендозу позвать Антонио, что тот охотно делает, т.к. надеется тем самым отвадить юношу от Луизы, сам же Мендоза отправляется в дом Дона Жерома. Тот уходит, желая оставить его наедине с дочерью, не подозревая о ее побеге. К Мендозе выходит дуэнья, выдавая себя за Луизу, и умело околпачивает его, уговаривая романтично «украсть» её. В дальнейшем, в результате различных хитростей, все заканчивается счастливо. Дон Жером благословляет детей на брак, посчитав, что потеряв богатого жениха в лице Мендозы, он приобрел солидное приданое Клары, вышедшей замуж за сына. Мендоза в ярости. Он остается с дуэньей. Остальные славят молодых.
Музыка этой оперы Прокофьева лирична и светла. В ней ощущается родство с традициями комических опер Россини, Моцарта. Замечательное сочетание прозрачного мелодизма, тонкого лиризма с современным музыкальным языком, свойственное позднему периоду творчества композитора, здесь уже вполне ощущается. Сочинение прочно вошло в репертуар отечественного музыкального театра. Из последних постановок отметим премьеру 1982 в Большом театре (реж. Покровский, дир. Рождественский). Ставилась и за рубежом (Берлин, 1958; Неаполь, 1959 и др.).
Е. Цодоков
Каких только сюжетов ни находим мы в оперном творчестве Сергея Сергеевича Прокофьева! Мрачное Средневековье — и современность, немеркнущая литературная классика — и малоизвестная писательница-современница, сказка — и реальность, драматическое — и комедийное… Стихия комического воплотилась не только в гротескной сказке «Любовь к трем апельсинам», но и в жанре лирико-комической оперы.
Литературной основой для такого произведения послужило произведение Р. Б. Шеридана. Этот английский драматург, которого называли «английским Бомарше», жил на рубеже XVIII–XIX веков и творил в жанре «веселой комедии» (противопоставляемой комедии «сентиментальной»), призванной «развлекать и наставлять». В 1775 году была создана комическая опера Т.Линли «Дуэнья» на либретто Р. Б. Шеридана — к этому произведению и обращается С. С. Прокофьев. Первоначально он предполагал озаглавить будущую оперу «Мендоза», но впоследствии дал ей иное название — «Обручение в монастыре».
Либретто оперы С. С. Прокофьев создавал сам, выступая одновременно и в качестве переводчика с английского языка. Стихотворные фрагменты (за исключением песен монахов и дуэньи) написаны супругой композитора М.Мендельсон-Прокофьевой. К работе над текстом композитор относился очень серьезно — судя по пометкам в рукописи, он продолжал совершенствовать литературный текст уже в процессе работы над музыкой. По воспоминаниям Сергея Сергеевича, он стоял перед выбором, подчеркнуть ли в произведении лирическое начало или комедийное. Но в результате получилась опера, органично сочетающая в себе оба начала — при этом комическая сторона не утрируется, не заостряется до гротеска и карикатуры, оставаясь в пределах мягкого юмора, добродушной усмешки.
Сюжет «Обручения в монастыре» типичен для эпохи Р. Б. Шеридана: испанский дворянин дон Жером намеревается выгодно выдать дочь Луизу замуж за богатого, но старого купца Мендозу, девушка же мечтает о счастье с бедным, но молодым Антонио, и дуэнья помогает ей сбежать от нелюбимого жениха и строго отца. Параллельно разыгрывается история другой любви — между братом Луизы Фердинандом и своенравной Кларой. Благодаря хитрости дуэньи влюбленным удается, заручившись даже отцовским благословением, обвенчаться в монастыре. В этом «святом месте», населенном вечно пьяными монахами, счастливо соединяются даже не две, а три пары: старый Мендоза тоже находит себе невесту — в лице дуэньи. Дон Жером не особенно жалеет о случившемся: избранница сына оказывается одной из самых богатых невест Севильи.
«Обручение в монастыре» — одно из самых жизнерадостных творений С. С. Прокофьева. В атмосферу искрящегося веселья вводит уже оркестровое вступление.
Комедийное начало в опере воплощено в многочисленных остроумных находках. Например, в первой картине аккомпанемент задорной песни о рыбах, поют которую дон Жером и Мендоза, изображает плеск воды. Ариозо рыботорговца Мендозы, восхваляющего свою рыбу, и ариозо дона Жерома, расписывающего достоинства Луизы, строятся на одном и том же музыкальном материале. Впрочем, дон Жером — это не тот «семейный тиран», который ничего, кроме отвращения и ненависти, вызвать не может — этот персонаж обрисован композитором с такой же симпатией, как и прочие действующие лица. Он даже не чужд любви к искусству — в шестой картине он так увлекается разыгрыванием менуэта, забавного в своей преувеличенной чинности и галантности, что не особенно задумывается, давая согласие на брак дочери. Дополнительным комедийным штрихом к этой сцене становится «состав исполнителей» менуэта: сам дон Жером играет на кларнете, его друг — на корнет-а-пистоне, а слуга — на большом барабане. В финале же все простивший своим детям отец семейства поет веселую песню, подыгрывая себе на хрустальных стаканах.
Лирическое начало в опере связано с двумя влюбленными парами. Характеризующий их музыкальный материал — то поэтичный и светлый, то патетический — разнообразен по своей жанровой основе: серенада Антонио, романс Карлоса в духе мадригала «Нет большего счастья», ариетта Клары в ритме медленного вальса…
Испанский колорит тоже имеет место в опере «Обручение в монастыре» (ведь действие ее происходит в Севилье) — такова песня Дуэньи «Когда вокруг зеленой девочки…» Красочный фон действия создает и сцена карнавала, где стремительно сменяют друг друга танцы — болеро, ориенталь, паспье — а три виолончелиста, играющее за кулисами, представляют уличных музыкантов.
С. С. Прокофьев завершил оперу «Обручение в монастыре» в конце 1940 года. Предполагалось, что премьера состоится в следующем году в Театре им. К. С. Станиславского — возможно, так бы и произошло, если бы не началась война… Премьера произведения состоялась уже после победы — в 1946 году, в Ленинграде, в театре им. С.Кирова.
Публикации
- Обручение с Прокофьевым (belcanto.ru) (16.10.2017 в 00:43)
- Триумф русской оперы на туманном Альбионе (belcanto.ru) (08.11.2014 в 14:09)
- «Обручение в монастыре» в «Санкт-Петербургъ Опера» (operanews.ru) (19.02.2012 в 13:47)
- «Обручение в монастыре» в театре Станиславского и Немировича-Данченко под управлением Лазарева (operanews.ru) (29.01.2012 в 21:41)
- «Обручение в монастыре» в «Санктъ-Петербургъ Опера» (belcanto.ru) (11.01.2012 в 18:51)