Ниязи
04.04.2011 в 20:13.Настоящее имя и фамилия — Ниязи Зульфугарович Таги-заде. Советский дирижер, народный артист СССР (1959), Сталинские премии (1951, 1952). Еще каких-нибудь полвека тому назад не только в Европе, но и в России мало кто слышал о музыке Азербайджана. А сегодня эта республика по праву гордится своей музыкальной культурой. Важная роль в ее становлении принадлежит Ниязи — композитору и дирижеру.
Будущий артист рос в музыкальной атмосфере. Он слушал, как его дядя, знаменитый Узеир Гаджибеков, играл народные мелодии, черпая в них источник вдохновения; затаив дыхание, следил за работой своего отца, тоже композитора, Зульфугара Гаджибекова; живя в Тбилиси, он часто бывал в театре, на концертах.
Юноша учился игре на скрипке, а потом поехал в Москву, где изучал композицию в Музыкально-педагогическом техникуме имени Гнесиных у М. Гнесина (1926—1930). Позднее его педагогами в Ленинграде, Ереване, Баку были Г. Попов, П. Рязанов, А. Степанов, Л. Рудольф.
В середине тридцатых годов началась артистическая деятельность Ниязи, ставшего, по существу, первым профессиональным азербайджанским дирижером. Он выступал в разнообразных амплуа — с оркестрами Бакинской оперы и радио, Союза нефтяников и был даже художественным руководителем Азербайджанской эстрады. Позднее, уже во время Великой Отечественной войны, Ниязи возглавлял ансамбль песни и пляски Бакинского гарнизона.
Значительной вехой в жизни музыканта стал 1938 год. Выступив во время декады азербайджанского искусства и литературы в Москве, где он дирижировал оперой М. Магомаева «Нергиз» и заключительным торжественным концертом, Ниязи снискал широкое признание. По возвращении домой дирижер, совместно с Н. Аносовым, принял активное участие в создании республиканского симфонического оркестра, которому позднее было присвоено имя Уз. Гаджибекова. В 1948 году Ниязи стал художественным руководителем и главным дирижером нового коллектива. До этого он принял участие в смотре молодых дирижеров в Ленинграде (1946), где разделил четвертое место с И. Гусманом. Выступления на концертной эстраде Ниязи постоянно совмещал с работой в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова (с 1958 года являлся его главным дирижером).
Все эти годы слушатели знакомились также с произведениями Ниязи-композитора, которые часто звучали под управлением автора наряду с сочинениями друпих азербайджанских композиторов Уз. Гаджибекова, М. Магомаева, А. Зейналлы, К. Караева, Ф. Амирова, Дж. Гаджиева, С. Гаджибекова, Дж. Джангирова, Р. Гаджиева, А. Меликова и других. Недаром Д. Шостакович заметил однажды: «Азербайджанская музыка успешно развивается еще и потому, что в Азербайджане есть такой неутомимый пропагандист советской музыки, каким является талантливый Ниязи». Широк и классический репертуар артиста. Особо следует подчеркнуть, что многие русские оперы впервые были поставлены в Азербайджане под его управлением.
С мастерством Ниязи хорошо знакомы слушатели большинства крупнейших городов Советского Союза. Он, пожалуй, одним из первых дирижеров советского Востока снискал и широкую международную известность. Во многих странах знают его и как симфонического и как оперного дирижера. Достаточно отметить, что ему выпала честь выступать в лондонском «Ковент-Гардене» и парижской «Гранд-Опера», Пражском народном театре и Венгерской государственной опере...
Лит.: Л. Карагичева. Ниязи. М., 1959; Э. Абасова. Ниязи. Баку, 1965.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969