Опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток»

12.01.2011 в 22:55.
Портрет Доницетти работы Франческо Кагетти, 1837

Музыкальная комедия в двух действиях; либретто Ф. Романи по пьесе Э. Скриба «Волшебный напиток». Первая постановка: Милан, театр «Делла Канноббиана», 12 мая, 1832 года.

Действующие лица:

Адина (сопрано), Неморино (тенор), Белькоре (бас), доктор Дулькамара (бас), Джанетта (сопрано), поселяне и поселянки, солдаты и полковые музыканты, нотариус, двое слуг, мавр.

Действие происходит в деревне в краю басков.

Действие первое

Возле фермы под деревом отдыхают поселянка Джанетта и жнецы. Адина, хозяйка фермы, сидит в сторонке с книгой. За ней издалека наблюдает влюбленный в нее Неморино, сокрушаясь о том, что из-за своего невежества не может быть любим ученой фермершей («Quanto e bella, quanto e cara»; «Как красива, как грациозна»). Адина читает историю Тристана, который заставил Изольду влюбиться в него благодаря волшебному напитку. Об этом девушка рассказывает Джанетте.

Раздаются звуки барабана, и появляется Белькоре, сержант деревенского гарнизона, а с ним солдаты. Сержант, влюбленный в Адину, дарит ей букет и просит выйти за него замуж. Неморино дрожит за свою судьбу, но Адина отвергает галантные ухаживания офицера (ансамбль «Un po'del suo coraggio»; «Немного его смелости»). Оставшись наедине с Адиной, Неморино обращает к ней свои «одинокие воздыхания», но она ими только раздосадована и советует юноше лучше отправиться в город к больному дяде (дуэт «Chiedi all'aura lusinghiera»; «Попроси легкий ветерок»).

Деревенская площадь. Слышится звук трубы: это прибыл странствующий доктор Дулькамара. Он расхваливает присутствующим свое снадобье, которое излечивает от всех болезней и возвращает молодость («Udite, udite, о rustici»; «Услышьте, услышьте, о, поселяне»). Неморино простодушно просит у доктора эликсир, направивший Изольду прямехонько в объятия Тристана. Дулькамара, быстро сообразив, в чем дело, продает ему бутылку вина. Неморино, убежденный в эффективности напитка, выпивает его и начинает распевать во все горло. Увидев его, Адина не знает, что подумать, а Неморино делает вид, что больше не любит ее. Девушка Решает наказать его и говорит проходящему мимо Белькоре, что согласна выйти за него замуж, к отчаянию Неморино (терцет «In guerra ed in amore»; «На войне и в любви»). Вновь звучит барабан: приходит приказ гарнизону на следующий день покинуть Деревню. Адина дает распоряжение немедленно справить свадьбу. Неморино потрясен (квартет с хором «Adina credimi, te ne scongiuro»; «Адина, поверь, тебя умоляю»).

Действие второе

В доме Адины пир. Дулькамара поет вместе с ней песенку (с хором «Iо son ricco, е tu sei bella»; «Я богат, а ты красива»). К нему подходит Неморино, прося ускорить действие напитка, а тот предлагает ему купить вторую бутылку. Чтобы достать денег, Неморино записывается солдатом к Белькоре. Между тем проходит слух, что дядя Неморино умер, оставив ему богатое наследство. Джанетта и другие крестьянки теперь кокетничают с ним, а ему кажется, что это действие напитка. Глядя на танцующего с другими Неморино, Адина начинает понимать, что влюблена в него. Неморино замечает слезы на ее глазах («Una furtiva lagrima»; «Слезы любимой видел я»). Адина выкупает у Белькоре роковой контракт, по которому Неморино должен был стать солдатом, и возвращает его юноше («Prendi: per me sei libero»; «Возьми, ты свободен»), но он стоит на своем, раз она его не любит. Тогда Адина поспешно просит его стать ее мужем. Доктор объявляет всем о чудодейственной силе эликсира, благодаря которому Неморино стал «самым богатым фермером в деревне». О наследстве он и Адина еще не знают и теперь узнают с веселым удивлением («Ei corregge ogni difetto»; «Он исправляет все недостатки»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Оперу «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти написал в 1832 году. К тому времени 34-летний композитор был автором уже 39 опер. Создавать несколько опер в год ему позволяла та фантастическая быстрота, с которой он работал. Именно такой человек был необходим директору театра «Каннобиана» — второго по значимости оперного театра в Милане в ту эпоху. Его подвел композитор, который должен был написать новую оперу — но ведь нельзя же разочаровывать публику! И директор обратился к Г. Доницетти… нет, он не рассчитывал, что тот напишет за оставшееся время нечто принципиально новое — ведь есть же предел человеческим возможностям! — он попросил композитора переработать какую-нибудь старую оперу. Но Г. Доницетти не имел решительно никакого желания «штопать ни свои, ни чужие дыры» — и был полон решимости написать новое произведение.

Написать либретто Г. Доницетти попросил Феличе Романи, поставив перед поэтом задачу не менее сложную, чем та, что стояла перед ним самим — создать либретто в течение одной недели, и при этом учесть, какие певцы будут исполнять оперу: примадонна-немка, заикающийся тенор, блеющий, как козленок, комик-буффо, и бас-француз, который никуда не годится. «При всем при этом вы можете себя прославить», — оптимистично напутствовал композитор либреттиста. Писатель пошел по пути наименьшего сопротивления: взял готовое либретто, написанное французским драматургом Эженом Скрибом для оперы Даниэля Обера «Любовное зелье», и переработал его. Г. Доницетти же создал совершенно новую оперу в течение двух недель, и произведение действительно прославило своих создателей.

Опера «Любовный напиток» значительно отличалась от своего французского источника. У Э. Скриба главный герой выглядел смешливым простачком, у Г. Доницетти же персонаж, получивший имя Неморино, остается нескладным крестьянским парнем, к тому же, страдающим заиканием (пришлось подстроиться под индивидуальные особенности первого исполнителя партии!) — но он наделен лирическими чертами, которые делают этот образ необычайно обаятельным. Может, он и выглядит нелепым — но не в большей степени, чем средневековая легенда о Тристане и Изольде, обсуждаемая героями оперы, с точки зрения обыденной реальности: всем понятно, что это красивая выдумка, что в действительности ничего подобного не бывает — но так хочется романтической любви, возвышенных, красивых чувств! В конечном итоге это понимает даже Адина — богатая, красивая, гордая девушка, свысока поглядывающая на неказистого парня, и ей для этого не потребовалось никакого «любовного напитка» — достаточно было вовремя прислушаться к своему сердцу.

Образы этих удивительно человечных героев оттеняются персонажами «насквозь» буффонными, карикатурными даже — это сержант Белькоре и лекарь Дулькамара. Возможно, здесь отразились детские впечатления композитора, происходящего из бедной семьи — в итальянских селениях можно было встретить и «блестящих» солдафонов, уверенных в своих победах над девичьими сердцами, и лекарей-шарлатанов, жаждущих заработать на своих «чудодейственных» снадобьях. Такие действующие лица прекрасно вписываются в атмосферу итальянской деревни, музыкальная характеристика которой опирается на народно-бытовые жанры.

Самым известным фрагментом оперы «Любовный напиток» стал романс Неморино «Una furtiva lagrima», звучавший во втором акте — о нем вспоминают в первую очередь, когда заходит речь об этом произведении, его певцы любят исполнять в концертах… и сейчас уже трудно представить, что именно эта ария, ставшая поистине «коронным номером» оперы, стала мишенью критики: казалось, что она «выпадает» из общего стиля оперы. Примечательно, что Ф. Романи не планировал включать в либретто ничего подобного, а когда Г. Доницетти показал поэту готовую мелодию, тот поначалу отказывался писать для нее текст — эта нежная, чувствительная ария в сопровождении «романтической» арфы и пиццикато струнных казалась и слишком печальной и сентиментальной для этой веселой оперы, и слишком возвышенной для неказистого деревенского парня. К счастью, композитор был достаточно настойчив — и либреттист сдался на его уговоры, в результате родилась прекраснейшая ария, пользующаяся заслуженной любовью певцов-теноров и слушателей до сих пор.

Премьера оперы «Любовный напиток» состоялась 12 мая 1832 года. Театр «Каноббиана» был полон — ведь имя Гаэтано Доницетти было хорошо знакомо публике, его знали как автора прекрасных опер разных жанров — и на этот раз композитор тоже не обманул ожиданий. Слушатели были очарованы изяществом мелодий и благородством стиля. Опера «Любовный напиток», уже при первой постановке имевшая грандиозный успех, стала одним из лучших и самых известных творений Гаэтано Доницетти.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова