Асен Найденов
03.04.2011 в 19:45.Когда несколько лет назад Болгарское радио и телевидение решило провести цикл открытых концертов под общим названием «Знаменитые артисты», то почетного права выступить в первом концерте был удостоен народный артист республики Асен Найденов. И это естественно, ибо Найденов справедливо считается «старейшиной» болгарской дирижерской школы.
Уже давно возглавляет Найденов Софийскую народную оперу. Многие славные страницы истории этого театра — колыбели национального музыкально-сценического искусства — неразрывно связаны с его именем. Болгарские любители музыки обязаны ему не только знакомством с десятками произведений классической и современной музыки, — они в значительной степени обязаны ему и воспитанием целой плеяды талантливейших артистов, составляющих ныне гордость национального искусства.
Талант и мастерство артиста покоятся на прочном фундаменте богатого опыта, широкой эрудиции и глубокого знания инструментального и вокального музицирования. Еще в юношеские годы Найденов, уроженец Варны, изучал игру на фортепиано, скрипке, альте; будучи гимназистом, он уже выступал как скрипач и альтист в школьном, а затем городском оркестрах. В 1921—1923 годах Найденов прошел курс гармонии и теории в Вене и Лейпциге, где его учителями были й. Маркс, Г. Адлер, П. Тренер. Многое дала музыканту и атмосфера художественной жизни этих городов. Вернувшись на родину, Найденов стал дирижером оперного театра.
В 1939 году Найденов возглавил музыкальную часть Софийской народной оперы, а с 1945 года официально носит звание главного дирижера театра. С тех пор он продирижировал сотнями спектаклей. Репертуар Найденова поистине безграничен и охватывает произведения нескольких веков — от истоков оперы до произведений наших современников. Под его руководством театр вырос в один из лучших оперных коллективов Европы и подтвердил свою репутацию во время многочисленных зарубежных гастролей. Сам дирижер также неоднократно выступал в разных странах, в том числе в СССР. Он участвовал в создании спектакля «Дон Карлос» на сцене Большого театра, дирижировал здесь же «Аидой», «Летучим голландцем», «Борисом Годуновым», «Пиковой дамой»; в Ленинградском Малом оперном театре руководил постановкой опер «Отелло», «Турандот», «Ромео, Джульетта и тьма» Молчанова, в Риге под его управлением шли «Кармен», «Пиковая дама», «Аида»...
Советские музыканты и слушатели высоко оценили талант А. Найденова. После его гастролей в Москве газета «Советская культура» писала: «Дирижерское искусство А. Найденова — искусство мудрой простоты, рождающееся из глубочайшего проникновения в музыку, замысел произведения. Дирижер каждый раз как бы заново творит спектакль на наших глазах. Раскрывая индивидуальность артиста, он ненавязчиво, но твердо объединяет всех участников спектакля в подлинный оперный ансамбль. Это и есть высший род дирижерского мастерства — внешне его не видишь, но и в частностях, и в целом чувствуешь ежеминутно! Найденов поражает естественностью, редкой убедительностью взятых им темпов. Это одно из важнейших качеств его музыкальной интерпретации: еще Вагнер отмечал, что «в верном темпе уже заключается знание дирижером верной трактовки». Под руками Найденова в буквальном смысле слова «все поет», он стремится к пластичности, предельной мелодической законченности фразы. Жест его лаконичен, мягок, но вместе с тем он ритмически импульсивен, ни малейшего намека на «рисовку», ни одного жеста «на публику».
Найденов — прежде всего оперный дирижер. Но он охотно выступает и в симфонических концертах, главным образом в классическом репертуаре. Здесь, как и в опере, он известен прежде всего отличной интерпретацией болгарской музыки, а также творчества русских классиков, особенно Чайковского. В первые годы своей артистической деятельности Найденов выступал также с лучшими болгарскими хорами.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969