Опера Джузеппе Верди «Набукко»
12.01.2011 в 22:49.«Это первая опера, с которой поистине началась моя художественная карьера», — так говорил Джузеппе Верди в своей автобиографии об опере «Набукко». А ведь родилась она почти случайно — изначально предполагалось, что оперу о жестоком царе Навуходоносоре (в итальянской транскрипции — Набукко) напишет другой композитор — Отто Николаи, но ему не понравилось либретто, созданное Т. Солером по мотивам библейской 4-й книги царств — по мнению О. Николаи, оно было непригодно для оперного воплощения. И тогда Б. Мерелли — импресарио театра «Ла Скала» — предложил текст Дж. Верди. В отличие от О. Николаи, ему понравились и интересные характеры, и яркие драматические сцены, но создать оперу он согласился не сразу.
И все-таки Дж. Верди принялся за работу над оперой «Набукко», главной особенностью которой стало воплощение религиозных и героических идей. Истоки этой линии можно усмотреть в опере Дж. Россини «Моисей», в некоторых операх В. Беллини (в частности, «Пуритане») — но именно в данном случае идея оперы удачно легла на господствующие настроения — и эмоциональный накал оперы достиг предела, опера «Набукко» сделала Дж. Верди «маэстро итальянской революции». В страданиях евреев, томящихся в рабстве «на берегах вавилонских рек», современники-итальянцы видели отражение образа родной страны, страдающей под австрийским владычеством.
Лирическая линия в опере тоже есть (Фенена и Измаил) — но она не играет определяющей роли. Примечательно, что в процессе работы над оперой Дж. Верди потребовал, чтобы либреттист заменил дуэт Фенены и Измаила пророчеством Захарии — героический и религиозный пафос оперы был для композитора важнее, чем любовная интрига.
И было бы странно, если бы в опере с таким сюжетом определяющую роль не играл хор. Его колоссальное значение даже позволило некоторым критикам назвать произведение «хоровой фреской» или «драмой для хора». Хоровые сцены присутствуют во всех действиях оперы, с ними связаны все важные в драматургическом отношении моменты. И опера в целом, и каждый акт начинается и заканчивается монументальной хоровой сценой.
Хоровые эпизоды в опере «Набукко» отличаются друг от друга: суровая молитва в интродукции, тревожная сцена взятия Иерусалима, яростная сцена из второго акта (иудеи обвиняют Измаила в предательстве)… Особую же любовь современников композитора снискал хор «Immenso Jehova», выражающий благодарность иудеев Богу за спасение их народа. На премьере оперы его даже пришлось исполнить на бис — хотя это и запрещалось в то время. Но истинным гимном Рисорджименто стал другой хор из оперы «Набукко» — «Лети мысль, на золотых крыльях».
Но хотя хор и становится главным «действующим лицом» оперы «Набукко», это не умаляет значения индивидуальных персонажей. Наиболее развиты в опере образы заглавного героя и его дочери Абигайль. В начале оперы Навуходоносор предстает властным, жестоким правителем — его характеризуют героические мелодии с маршевыми ритмами, когда же царя настигает Божья кара, в его музыкальной речи появляются кантиленные мелодии. Примечательно, что первая ария Навуходоносора звучит только в четвертом действии, когда герой перерождается нравственно — в важнейший момент его жизни. В оркестровом вступлении к арии проходят темы, напоминающие о разных событиях из предыдущих актов: въезд в Иерусалим, оскорбление иудеев, безумие… Когда же силы возвращается к царю и он воодушевляет воинов, в его музыкальной речи вновь возникают маршевые ритмы.
Абигайль — достойная дочь своего отца, даже партии их интонационно родственны. Партия этой сильной, страстной героини поручена меццо-сопрано, в ее музыкальной речи кантиленные мелодии сочетаются с широкими скачками — как в душе героини любовь к Измаилу сочетается с ненавистью, властностью и жаждой мести. Еще не раз Дж. Верди будет создавать образы таких сильных, страстных женщин, одержимых не столько любовью, сколько ненавистью — Эболи в «Доне Карлосе», Адабелла в «Аттиле», но самая близка к Абигайль героиня — можно сказать, ее «родная сестра» — это, безусловно, Амнерис в опере «Аида».
Премьера оперы «Набукко» состоялась в театре «Ла Скала» 9 марта 1842 года. Отзывы она вызвала разные — в том числе и отрицательные. Например, О. Николаи (тот самый композитор, который отказался писать оперу на это либретто) заявил, что Дж. Верди «пишет как глупец и совершенно не профессионален технически, он, должно быть, имеет сердце осла». Позавидовал ли О. Николаи успеху Дж. Верди или пожалел об упущенной возможности — но, так или иначе, он остался в меньшинстве. Новую оперу одобрил такой прославленный композитор, как Г. Доницетти, а у публики произведение встретило восторженный прием. Опера «Набукко» сделала Дж. Верди знаменитым, с нее начинается слава великого оперного композитора.
Публикации
- Об одном спектакле с Пласидо Доминго в Венской опере (belcanto.ru) (28.01.2022 в 23:35)
- На 39-м Шаляпинском фестивале в Казани (belcanto.ru) (02.03.2021 в 12:07)
- «Набукко» в постановке Кирилла Серебренникова (belcanto.ru) (17.03.2019 в 16:09)
- «Набукко» Верди как саундтрек к режиссерской «игре в бирюльки» (belcanto.ru) (09.09.2018 в 15:06)
- 36-й Шаляпинский фестиваль в Казани открылся премьерой «Набукко» (belcanto.ru) (15.02.2018 в 14:05)
- 95-й оперный фестиваль в Арена ди Верона (belcanto.ru) (02.10.2017 в 18:33)
- Молодость варшавского «Набукко»-долгожителя (belcanto.ru) (11.06.2016 в 13:00)
- «Набукко» в Лирик-опере: превосходство во всём (operanews.ru) (01.02.2016 в 18:45)
- «Арена ди Верона» в отсутствие премьер (operanews.ru) (21.09.2015 в 20:00)
- «Набукко» побеждает Будапешт (operanews.ru) (09.03.2015 в 20:56)
- «Набукко» в Новой опере (operanews.ru) (30.03.2014 в 22:00)
- Настоящее и будущее репертуара Большого театра (operanews.ru) (16.03.2014 в 20:08)
- Премьера «Набукко» в Deutsche Oper (operanews.ru) (22.09.2013 в 17:28)
- Оперные торжества по случаю Мариинки-2 (operanews.ru) (19.05.2013 в 22:33)
- Людмила Монастырская в «Набукко» (operanews.ru) (07.04.2013 в 23:19)
- «Набукко» в театре «Реджо» в Парме (operanews.ru) (24.03.2013 в 14:04)
- «Крещенская неделя — 2013»: только Верди (belcanto.ru) (06.02.2013 в 20:10)
- На «Крещенской неделе» в Новой опере (operanews.ru) (27.01.2013 в 22:27)
- Vivat, Tiroler Festspiele Erl! (operanews.ru) (20.01.2013 в 21:09)
- Де Бозио на коне. «Набукко» в Арена ди Верона (operanews.ru) (31.07.2011 в 20:00)
- Из итальянской Палаты представителей на сцену Мариинского театра (belcanto.ru) (25.03.2011 в 17:03)
- В Минске впервые прошел международный оперный форум (belcanto.ru) (03.02.2011 в 13:10)
- Петербургский дневник Александра Матусевича (operanews.ru) (28.03.2010 в 17:05)
- Арена ди Верона: трудные времена (belcanto.ru) (21.07.2008 в 13:09)
- Арена ди Верона — 2007 (belcanto.ru) (25.08.2007 в 12:59)
- В Казани завершился XXV Шаляпинский фестиваль (belcanto.ru) (22.02.2007 в 09:59)
- Премьера «Набукко» в Новой Опере (belcanto.ru) (14.12.2006 в 11:33)
- «Новая опера» представляет «Набукко» (belcanto.ru) (02.12.2006 в 13:23)
- Набукко в пустыне (belcanto.ru) (16.12.2004 в 19:38)
- Вальс цветов в КЗЧ (belcanto.ru) (24.02.2004 в 19:52)
- Творческий путь Джузеппе Верди (belcanto.ru) (20.06.2003 в 20:18)
- «Набукко» двух столиц (belcanto.ru) (19.12.2002 в 22:03)