Музыкальное воспитание
12.01.2011 в 14:41.От этих слов подросткам становится «плохо». Возникает унылое ожидание скучного пичканья чем-то безнадежно устаревшим, не имеющим отношения к жизни и ее радостям. Сочувствую от всей души. Поэтому предлагаю «антимузыкальное антивоспитание».
Так вот, все это, как вы его ни называйте, начинается помимо нашей воли и без всякого нашего участия тогда, когда мы находимся у мамы в животе. Наш мозг воспринимает и запоминает мамины впечатления и реакции. Не зря беременным женщинам советуют смотреть на все красивое. Надо и слушать красивое. Так что, девушки, если хотите иметь сына «Моцарта», позаботьтесь заранее.
А уж как человек появился на свет, он все слышит, все чувствует и все воспринимает, хотя и не понимает. Но музыку-то как раз и надо прежде всего слышать и чувствовать. Понаблюдайте, как младенцы в колясках иной раз слушают серьезную музыку, доносящуюся из радиоприемника!
Ну, а теперь о пресловутом воспитании. Если вы думаете, что это выдумки ученых педагогов, то вас ждет разочаровывающая информация. Опоздали на три-четыре тысячелетия. В древности в Индии, Китае, в странах Востока и в Греции музыкальному воспитанию придавалось серьезнейшее значение, поскольку в нем видели средство привить человеку благородство и чувство справедливости, искренность, человечность; сделать его трудолюбивым и богатым. Проверенный веками, этот опыт вошел и в культуру нового времени. В одних странах дети много поют, в других — играют с музыкальными компьютерами, в третьих — музицируют в оркестриках, импровизируют и сочиняют, в четвертых — слушают лекции и беседы о музыке — все зависит от традиций страны, уровня ее общей и музыкальной культуры, а также финансовых возможностей государства и родителей.
Средства в конце концов могут быть разными, важна цель. Главное, чтобы музыка была так же нужна человеку, как природа, дружба и любовь, как то, что способно укрепить его душу. А будет ли он ее только слушать, или только играть, или делать и то и другое — это его частное дело.
Конечно, любое дело, будь то искусство или спорт, лучше осваивать активно. Любить спорт, наблюдая по телевидению сильных мастеров, — это совсем не то же, что самому тренироваться, быть здоровым и гармонично развитым человеком, получать радость от занятий спортом. Так во всем. Возможность реализовать свой творческий потенциал, быть не только созерцателем и учеником, но и творцом — великое счастье для человека. Поэтому если в процессе музыкального воспитания ребенок имеет возможность не только слушать музыку, но и исполнять ее, участвовать в ней, пусть самым примитивным способом, подпевать, подыгрывать, двигаться под нее, — это уже хорошо, между человеком и музыкой не будет ненужного барьера, отчуждения, его душа непосредственно раскроется навстречу великому искусству. Тогда и слушать музыку в профессиональном исполнении он будет совершенно по-иному.
Как и всякое воспитание, оно может быть и самовоспитанием. Если у вас есть хоть какая-нибудь возможность петь в хоре, овладеть музыкальной грамотой, чтобы самому петь или играть, — не пренебрегайте ею. Если же нет, вас пугает отсутствие слуха или останавливает страх перед нотными знаками (хотя это не бог весть какая премудрость), — можно многого достичь и став образованным слушателем.
Вдумайтесь в понятие «образованный слушатель». Это тот, кто любит слушать музыку и стремится узнать и понять то, что он слушает. То есть не только слушает, но и читает книги о музыке и музыкантах. Одно другое дополняет. Смотря по тому, где вы живете, у вас, по-видимому, разные возможности для музыкального самовоспитания. У одних в городе есть филармония, магазин грампластинок, музыкальные школы, училище, хорошая библиотека, кружки и клубы, церковь с хором и т. д. У других, к сожалению, может ничего из этого не оказаться. Но если есть электричество — вы спасены. Многие радио- и телепередачи дают огромный музыкально- образовательный материал. А для того, чтобы получить независимость от программ и иметь возможность слушать полюбившуюся музыку в удобное для вас время, вы можете создать свою фонотеку — покупать пластинки и записывать на магнитную пленку то, что передают по радио и телевидению.
— Но сейчас стало совсем мало грамзаписей серьезной музыки, они бывают только в больших городах. А к компакт- дискам и магнитофонным кассетам невозможно подступиться из-за непомерных цен. Как же создавать домашнюю фонотеку? — спросит каждый небезразличный к музыке человек.
Увы, я признаю, что мои рекомендации имеют теоретический характер. И не могу помочь ни с пленками, ни с пластинками, ни с другими средствами материального обеспечения культуры: от музыкальных инструментов — до концертных залов. Но если, читая эту книгу, вы поймете, что заброшенная летняя эстрада в старинном парке, где некогда звучал духовой оркестр, — это такая же потеря, как заброшенная деревня; что отсутствие грампластинок — это так же плохо, как отсутствие стирального порошка или витаминной пищи, то нам с вами удастся в наше трудное время сохранить корешок культуры, чтобы он смог хотя бы в будущем дать свои побеги и плоды.
М. Г. Рыцарева
Публикации
- Про музыкальные школы, злого студента и клиентоориентированность (belcanto.ru) (28.04.2019 в 16:57)