Шарль Мюнш (Charles Munch)
03.04.2011 в 19:43.Лишь в зрелом возрасте, когда ему было около сорока лет, Шарль Мюнш стал дирижером. Но то, что дебют артиста от его широкой известности отделяют лишь немногие годы, не случайно. Вся его предыдущая жизнь с самого начала была наполнена музыкой и стала как бы фундаментом дирижерской карьеры.
Мюнш родился в Страсбурге, в семье церковного органиста. Все его четыре брата и две сестры, как и он, также были музыкантами. Правда, одно время Шарль задумал было изучать медицину, но вскоре твердо решил стать скрипачом. Еще в 1912 году он дал свои первый концерт в Страсбурге, а окончив гимназию, отправился в Париж учиться у знаменитого Люсьена Капе. Во время войны Мюнш служил в армии и был надолго оторван от искусства. После демобилизации он в 1920 году начал работать концертмейстером Страсбургского оркестра и преподавать в местной консерватории. Позже артист занимал аналогичный пост в оркестрах Праги и Лейпцига. Тут он играл с такими дирижерами, как В. Фуртвенглер, Б. Вальтер, и сам впервые встал за дирижерский пульт.
В начале тридцатых годов Мюнш переехал во Францию и вскоре выдвинулся как одаренный дирижер. Он выступал с Парижским симфоническим оркестром, дирижировал «Концертами Ламурё», гастролировал по стране и за рубежом. В 1937—1945 годах Мюнш дирижировал концертами оркестра Парижской консерватории, оставаясь на этом посту и в период оккупации. В трудные годы он отказался сотрудничать с захватчиками и помогал движению Сопротивления.
Вскоре после войны Мюнш дважды — сначала самостоятельно, а затем с оркестром французского радио — выступает в США. Тогда же он был приглашен сменить уходившего в отставку Сергея Кусевицкого в качестве руководителя Бостонского оркестра. Так «незаметно» Мюнш оказался во главе одного из лучших оркестров мира.
В годы работы с Бостонским оркестром (1949-1962) Мюнш показал себя разносторонним, широко эрудированным музыкантом большого размаха. Помимо традиционного репертуара, он обогатил программы своего коллектива целым рядом произведений современной музыки, исполнил много монументальных хоровых произведений Баха, Берлиоза, Шуберта, Онеггера, Дебюсси. Дважды Мюнш и его оркестр совершали большие гастрольные поездки по Европе. Во время второй из них коллектив дал несколько концертов в СССР, где Мюнш позже снова выступал уже с советскими оркестрами. Критика высоко оценила его искусство. Е. Рацер писал в журнале «Советская музыка»: «Наибольшее впечатление в концертах Мюнша остается, пожалуй, от воздействия самой личности артиста. Весь его облик дышит спокойной уверенностью и в то же время отеческой благожелательностью. На эстраде он создает атмосферу творческой раскрепощенности. Проявляя твердость воли, требуя, он никогда не навязывает свои желания. Сила его — в беззаветном служении любимому искусству: дирижируя, Мюнш отдается музыке целиком. Оркестр, публику он увлекает прежде всего потому, что увлечен сам. Увлечен искренне, радостно. В нем, как и в Артуре Рубинштейне (они почти сверстники), поражает молодой жар души. Настоящая горячая эмоциональность, глубокий интеллект, большая жизненная мудрость и юношеская пылкость, свойственные богатой художественной натуре Мюнша, предстают перед нами в каждом произведении все в новых и новых оттенках и сочетаниях. И, право, каждый раз кажется, что преобладает у дирижера как раз то качество, которое наиболее необходимо при исполнении именно данного произведения». Все эти черты наиболее рельефно воплощаются в интерпретации Мюншем французской музыки, которая являлась сильнейшей стороной его творческого диапазона. Произведения Рамо, Берлиоза, Дебюсси, Равеля, Русселя и других композиторов разных времен находили в его лице тонкого и вдохновенного истолкователя, способного донести до слушателя всю красоту и вдохновенность музыки его народа. Менее удавались артисту классические симфонии крупного плана.
В последние годы Шарль Мюнш, оставив Бостон, вернулся в Европу. Живя во Франции, он продолжал активную концертную и педагогическую деятельность, пользуясь повсеместным признанием. Артисту принадлежит автобиографическая книга «Я — дирижер», вышедшая в 1960 году в русской переводе.
Л. Григорьев, Я. Платек
Публикации
- О волшебстве сопричастности (belcanto.ru) (12.09.2021 в 21:16)