Пьер Монтё (Pierre Monteux)
03.04.2011 в 19:30.Пьер Монтё — целая эпоха в музыкальной жизни нашего времени, эпоха, охватывающая почти восемь десятилетий! С его именем связаны многие замечательные события, навсегда оставшиеся в музыкальной летописи века. Достаточно сказать, что именно этот артист был первым исполнителем таких сочинений, как «Игры» Дебюсси, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Соловей» Стравинского, Третья симфония Прокофьева, «Треуголка» де Фальи и многих других. Уже одно это достаточно убедительно говорит о месте, которое занимал Монтё в ряду мировых дирижеров. Но вместе с тем сенсации, нередко сопровождавшие его выступления, принадлежали в первую очередь композиторам: исполнитель же как бы оставался в тени. Причина этого — в необычайной скромности Монтё, скромности не только человека, но и артиста, отличавшей всю его дирижерскую манеру. Простота, ясность, точный, выверенный жест, скупость движений, полное нежелание выставлять себя напоказ были неизменно присущи Монтё. «Сообщать свои идеи оркестру и выявлять концепцию композитора, быть слугой произведения — вот моя единственная цель», — говорил он. И слушавшим оркестр под его управлением порой казалось, что музыканты играют вовсе без дирижера. Конечно, такое впечатление было обманчивым — интерпретация неуловимо, но строго контролировалась артистом, авторский замысел раскрывался полностью и до конца. «Большего я не требую от дирижера» — так оценил искусство Монтё И. Стравинский, с которым его связывали многие десятилетия творческой и личной дружбы.
Деятельность Монтё как бы перекидывает мост от музыки девятнадцатого века к музыке двадцатого. Он родился в Париже в ту пору, когда еще в полном расцвете были Сен-Санс и Форе, Брамс и Брукнер, Чайковский и Римский-Корсаков, Дворжак и Григ. Шестилетним мальчиком Монтё научился играть на скрипке, через три года поступил в консерваторию, а спустя еще три — дебютировал как дирижер. Первое время молодой музыкант был концертмейстером парижских оркестров, играл в камерных ансамблях на скрипке и альте. (Любопытно, что спустя много лет ему довелось случайно заменить заболевшего альтиста в концерте Будапештского квартета, и он сыграл свою партию без единой репетиции.)
Впервые Монтё-дирижер обратил на себя пристальное внимание в 1911 году, когда с блеском провел в Париже концерт из произведений Берлиоза. Затем последовала премьера «Петрушки» и цикл, посвященный современным авторам. Так сразу определились два главных направления его искусства. Как истому французу, обладавшему и на эстраде изяществом и мягким шармом, ему особенно близка была родная музыкальная речь, и в исполнении музыки своих соотечественников он достигал замечательного совершенства. Другая линия — современная музыка, которую он также пропагандировал всю жизнь. Но вместе с тем, благодаря высокой эрудиции, благородному вкусу и отточенному мастерству, Монтё отлично интерпретировал и музыкальную классику разных стран. В его репертуаре прочное место занимали Бах и Гайдн, Бетховен и Шуберт, русские композиторы...
Многогранность дарования артиста принесла ему особенно большие успехи в период между двумя мировыми войнами, когда он возглавлял многие музыкальные коллективы. Так, с 1911 года Монтё был главным дирижером труппы «Русский балет С. Дягилева», подолгу руководил Бостонским и Сан-Францискским оркестрами в США, оркестрами «Консертгебау» в Амстердаме и филармонии в Лондоне. Все эти годы артист неустанно гастролировал по всему миру, выступая на концертных эстрадах и в оперных театрах. Концертную деятельность он продолжал и в 1950—1960-х годах, уже глубоким стариком. По-прежнему лучшие оркестры считали за честь выступать под его управлением, тем более что обаятельный артист пользовался всеобщей любовью оркестрантов. Дважды Монтё выступал и в СССР — в 1931 году с советскими коллективами, а в 1956 году — с Бостонским оркестром.
Монтё поражал не только интенсивностью своей деятельности, но и необычайной преданностью искусству. За три четверти века, проведенные им на эстраде, он не отменил ни одной репетиции, ни одного концерта. В середине 50-х годов артист попал в автомобильную катастрофу. Врачи констатировали серьезные ушибы и перелом четырех ребер, пытались уложить его в постель. Но дирижер потребовал, чтобы на него надели корсет, и в тот же вечер провел очередной концерт. Монтё был полон творческой энергии до самых последних дней. Умер он в городе Хенкоке (США), где ежегодно руководил летней школой дирижеров.
Л. Григорьев, Я. Платек