Евгений Микеладзе
03.04.2011 в 19:10.Советский дирижёр, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1936). Всего несколько лет продолжалась самостоятельная творческая деятельность Евгения Микеладзе. Но талант его был так велик, а энергия так кипуча, что, и не достигнув вершины, он сумел оставить неизгладимый след в нашей музыкальной культуре. Прежде чем встать за пульт, Микеладзе прошел хорошую школу — сперва в Тбилиси, где играл в духовых и симфоническом оркестрах, а затем в Ленинградской консерватории, где его педагогами были Н. Малько и А. Гаук. В консерваторской оперной студии состоялся и дирижерский дебют музыканта — в «Царской невесте». Вскоре студенту Микеладзе выпадает честь дирижировать на вечере по случаю десятилетия Советской власти в Грузии, состоявшемся в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Сам артист назвал это событие своим «первым торжеством»...
Осенью 1930 года Микеладзе впервые встал за пульт Тбилисского оперного театра, проведя (наизусть!) открытую репетицию «Кармен». В следующем году он был назначен дирижером труппы, а два года спустя, после смерти И. Палиашвили, стал его преемником на посту художественного руководителя театра. Каждая новая работа дирижера превращалась в значительное событие, поднимала уровень театра. «Дон Паскуале», «Отелло», «Аида», «Самсон и Лалила», «Борис Годунов», «Фауст», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Тоска», «Трубадур», «Царская невеста», «Шота Руставели»... Таковы этапы деятельности артиста всего за шесть лет. Добавим, что в 1936 году под его управлением был поставлен первый грузинский балет «Мзечабуки» М. Баланчивадзе, а к декаде грузинского искусства в Москве (1837) Микеладзе осуществил блестящие постановки жемчужин национальной оперной классики — «Абесалома и Этери» и «Даиси».
Работа в опере принесла артисту широкую популярность не только среди слушателей, но и среди коллег. Всех он увлекал своим энтузиазмом, покорял талантом, эрудицией и личным обаянием, целеустремленностью. «У Микеладзе, — пишет его биограф и друг Г. Тактакишвили, — все было подчинено музыкальной идее произведения, музыкальной драматургии, музыкальному образу. Однако, работая над оперой, он никогда не замыкался только в музыке, а вникал и в сценическую сторону, в поведение актеров».
Лучшие черты дарования артиста проявлялись и во время его концертных выступлений. Микеладзе и здесь не терпел штампов, заражая всех окружающих духом поисков, духом творчества. Феноменальная память, позволявшая ему в считанные часы запоминать сложнейшие партитуры, простота и ясность жестов, способность охватить форму сочинения и раскрыть в нем огромный диапазон динамических контрастов и разнообразие красок — таковы были черты дирижера. «Свободный, предельно четкий взмах, пластичные движения, выразительность всей его стройной, подтянутой и гибкой фигуры приковывали внимание слушателей и помогали понять то, что он хотел передать»,— пишет Г. Тактакишвили. Все эти черты проявлялись в широком репертуаре, с которым дирижер выступал как в родном городе, так и в Москве, Ленинграде и других центрах страны. Среди его любимых композиторов — Вагнер, Брамс, Чайковский, Бетховен, Бородин, Прокофьев, Шостакович, Стравинский. Постоянно пропагандировал артист и творчество грузинских авторов — 3. Палиашвили, Д. Аракишвили, Г. Киладзе, Ш. Тактакишвили, И. Туския и других.
Влияние Микеладзе на все области музыкальной жизни Грузии было огромным. Он не только поднял оперный театр, но и создал по существу заново симфонический оркестр, мастерство которого вскоре получило высокую оценку виднейших дирижеров мира. Микеладзе вел дирижерский класс в Тбилисской консерватории, руководил студенческим оркестром, дирижировал спектаклями Хореографической студии. «Радость творчества и радость подготовки новых сил в искусстве» — так определял он свой жизненный девиз. И остался верен ему до конца.
Лит.: Г. М. Тактакишвили. Евгений Микеладзе. Тбилиси, 1963.
Л. Григорьев, Я. Платек