Зубин Мета (Zubin Mehta)

06.01.2011 в 20:31.

Зубин Мета (Zubin Mehta)

Еще сравнительно недавно музыканты из стран Европы безраздельно господствовали за дирижерскими пультами мира. Но за последние годы в странах Азии, обретших независимость и развивающих собственную культуру, стали появляться талантливые и высокопрофессиональные артисты, с успехом выступающие на мировой эстраде. Среди них почетное место занимает Зубин Мета. Его блестящая и необычная карьера демонстрирует талант и мастерство, ставящие Мету в один ряд с ведущими мировыми дирижерами молодого поколения.

Мета родился в Бомбее. Отец мальчика — одаренный скрипач и дирижер местного любительского оркестра — решил воспитать сына в лучших музыкальных традициях. Зубин Мета учился игре на нескольких оркестровых инструментах и до сих пор отлично владеет скрипкой и контрабасом. Когда ему не было и двадцати лет, Мете представилась возможность попробовать свои дирижерские способности: отец поручил ему свой оркестр, отправившись в концертную поездку. Для молодого человека музыка в ту пору была лишь увлечением: он хотел стать врачом. Но, сдав государственный экзамен на медицинском факультете, он почувствовал, что музыка все больше привлекает его. И неожиданно для близких отправился в Вену изучать композицию и дирижирование. Среди его педагогов был воспитатель многих поколений дирижеров профессор Ханс Сваровский.

Освоение богатых традиций «венской школы» в добавление к свободному владению различными инструментами определило дальнейшее развитие Меты: и по сей день в его концертных программах центр тяжести составляют произведения Брамса, Брукнера, Р. Штрауса. Их трактовка и принесла дирижеру наибольшее признание. Так, для своего Нью-йоркского дебюта в 1965 году он избрал трудную Девятую симфонию Брукнера и заслужил единодушное одобрение критиков.

В 1958 году Мета впервые появился как дирижер перед европейской публикой. Он продирижировал несколькими концертами оркестра Венской музыкальной академии, где тогда учился. Спустя несколько месяцев молодой дирижер был отмечен высокой наградой — Государственной премией Австрии, а затем принял участие в Международном конкурсе дирижеров в Ливерпуле и занял первое место. Уже тогда на двадцатидвухлетнего артиста обратили внимание многие музыканты. Игорь Маркевич, работавший в Монреале, пригласил его своим помощником, а через два года Мета возглавил местный оркестр. В следующем, 1961 году к этой должности, достаточно почетной для двадцатичетырехлетнего артиста, прибавилась еще одна, не менее ответственная: Зубин Мета заменил больного Фрица Рейнера, дав серию концертов в Лос-Анджелесе, и его искусство так покорило слушателей, что руководство коллектива пригласило его главным дирижером и этого коллектива. Оба поста он занимает все последующие годы; за последнее время он руководит также Монреальскими фестивалями.

Совмещая работу с двумя достаточно известными коллективами, Мета успевает немало гастролировать, как по Северной Америке, так и за ее пределами. Несколько поездок он совершил с Монреальским оркестром, побывав, в частности, в 1962 году и в Советском Союзе.

Затем Мета вторично приезжал в СССР, выступая уже с советскими коллективами. «Могучий темперамент в сочетании с безукоризненным вкусом, надежно оберегающим его от каких бы то ни было преувеличений, удивительная пластичность и импровизационная свобода исполнения, широта дыхания, наконец, полное слияние и с замыслом и с коллективом оркестра (проявляя в дирижировании большую волю, Мета ощущает оркестр как часть самого себя) — все это производит сильное впечатление. Если к этому добавить благодарную внешность, пыл молодости, зрелое мастерство и великолепную технику, то нетрудно понять, как легко и радостно было играть с ним артистам оркестра и как он сумел захватить аудиторию»,— писал Г. Юдин в журнале «Советская музыка». В 1964 году Мета впервые обратился к работе в оперном театре. В Монреале под его управлением прошли «Тоска», «Кармен», «Травиата», «Аида» и другие классические оперы. В дальнейшем состоялся его дебют в «Метрополитен-опера», где он поразил всех, проведя спектакль без партитуры. Объясняя это, артист говорит: «Пятая симфония Бетховена может прозвучать и при посредственном дирижере неплохо, но оперное произведение — никогда. Тут слишком многое надо контролировать, там слишком многое висит на волоске. Поэтому я дирижирую в театре без партитуры — тогда нет необходимости каждые две секунды смотреть вниз, чтобы знать, где я нахожусь». Выступления Меты в опере оказались столь успешными, что вскоре его пригласили в Зальцбург дирижировать исполнением «Похищения из сераля» Моцарта (впервые за пультом на родине Моцарта стоял индийский музыкант), в «Ла Скала» — для постановки «Кармен». Новые контракты ждут его и в «Метрополитен-опера».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова