Зубин Мета (Zubin Mehta)
06.01.2011 в 20:31.Еще сравнительно недавно музыканты из стран Европы безраздельно господствовали за дирижерскими пультами мира. Но за последние годы в странах Азии, обретших независимость и развивающих собственную культуру, стали появляться талантливые и высокопрофессиональные артисты, с успехом выступающие на мировой эстраде. Среди них почетное место занимает Зубин Мета. Его блестящая и необычная карьера демонстрирует талант и мастерство, ставящие Мету в один ряд с ведущими мировыми дирижерами молодого поколения.
Мета родился в Бомбее. Отец мальчика — одаренный скрипач и дирижер местного любительского оркестра — решил воспитать сына в лучших музыкальных традициях. Зубин Мета учился игре на нескольких оркестровых инструментах и до сих пор отлично владеет скрипкой и контрабасом. Когда ему не было и двадцати лет, Мете представилась возможность попробовать свои дирижерские способности: отец поручил ему свой оркестр, отправившись в концертную поездку. Для молодого человека музыка в ту пору была лишь увлечением: он хотел стать врачом. Но, сдав государственный экзамен на медицинском факультете, он почувствовал, что музыка все больше привлекает его. И неожиданно для близких отправился в Вену изучать композицию и дирижирование. Среди его педагогов был воспитатель многих поколений дирижеров профессор Ханс Сваровский.
Освоение богатых традиций «венской школы» в добавление к свободному владению различными инструментами определило дальнейшее развитие Меты: и по сей день в его концертных программах центр тяжести составляют произведения Брамса, Брукнера, Р. Штрауса. Их трактовка и принесла дирижеру наибольшее признание. Так, для своего Нью-йоркского дебюта в 1965 году он избрал трудную Девятую симфонию Брукнера и заслужил единодушное одобрение критиков.
В 1958 году Мета впервые появился как дирижер перед европейской публикой. Он продирижировал несколькими концертами оркестра Венской музыкальной академии, где тогда учился. Спустя несколько месяцев молодой дирижер был отмечен высокой наградой — Государственной премией Австрии, а затем принял участие в Международном конкурсе дирижеров в Ливерпуле и занял первое место. Уже тогда на двадцатидвухлетнего артиста обратили внимание многие музыканты. Игорь Маркевич, работавший в Монреале, пригласил его своим помощником, а через два года Мета возглавил местный оркестр. В следующем, 1961 году к этой должности, достаточно почетной для двадцатичетырехлетнего артиста, прибавилась еще одна, не менее ответственная: Зубин Мета заменил больного Фрица Рейнера, дав серию концертов в Лос-Анджелесе, и его искусство так покорило слушателей, что руководство коллектива пригласило его главным дирижером и этого коллектива. Оба поста он занимает все последующие годы; за последнее время он руководит также Монреальскими фестивалями.
Совмещая работу с двумя достаточно известными коллективами, Мета успевает немало гастролировать, как по Северной Америке, так и за ее пределами. Несколько поездок он совершил с Монреальским оркестром, побывав, в частности, в 1962 году и в Советском Союзе.
Затем Мета вторично приезжал в СССР, выступая уже с советскими коллективами. «Могучий темперамент в сочетании с безукоризненным вкусом, надежно оберегающим его от каких бы то ни было преувеличений, удивительная пластичность и импровизационная свобода исполнения, широта дыхания, наконец, полное слияние и с замыслом и с коллективом оркестра (проявляя в дирижировании большую волю, Мета ощущает оркестр как часть самого себя) — все это производит сильное впечатление. Если к этому добавить благодарную внешность, пыл молодости, зрелое мастерство и великолепную технику, то нетрудно понять, как легко и радостно было играть с ним артистам оркестра и как он сумел захватить аудиторию»,— писал Г. Юдин в журнале «Советская музыка». В 1964 году Мета впервые обратился к работе в оперном театре. В Монреале под его управлением прошли «Тоска», «Кармен», «Травиата», «Аида» и другие классические оперы. В дальнейшем состоялся его дебют в «Метрополитен-опера», где он поразил всех, проведя спектакль без партитуры. Объясняя это, артист говорит: «Пятая симфония Бетховена может прозвучать и при посредственном дирижере неплохо, но оперное произведение — никогда. Тут слишком многое надо контролировать, там слишком многое висит на волоске. Поэтому я дирижирую в театре без партитуры — тогда нет необходимости каждые две секунды смотреть вниз, чтобы знать, где я нахожусь». Выступления Меты в опере оказались столь успешными, что вскоре его пригласили в Зальцбург дирижировать исполнением «Похищения из сераля» Моцарта (впервые за пультом на родине Моцарта стоял индийский музыкант), в «Ла Скала» — для постановки «Кармен». Новые контракты ждут его и в «Метрополитен-опера».
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969
Публикации
- Послесловие к интервью с Саймиром Пиргу (belcanto.ru) (29.12.2018 в 14:55)
- Чувство музыки и чувство времени Виктора Ямпольского (belcanto.ru) (16.05.2018 в 12:53)
- Звёзды оперы: Мария Хосе Сири (belcanto.ru) (09.05.2016 в 15:44)
- Опера на VII Международном фестивале Мстислава Ростроповича (operanews.ru) (04.04.2016 в 21:28)
- Звёзды оперы: Екатерина Семенчук (belcanto.ru) (28.04.2014 в 14:32)
- «Так поступают все» и «Фальстаф» на Зальцбургском фестивале (operanews.ru) (29.09.2013 в 18:49)
- «Фальстаф» на Зальцбургском фестивале (belcanto.ru) (28.08.2013 в 21:37)
- «Дон Жуан» в театре «Комунале» во Флоренции (operanews.ru) (17.02.2013 в 19:11)
- «Флорентийский музыкальный май». Фестивальный обзор (operanews.ru) (05.08.2012 в 18:39)
- Юбилейные гастроли Израильского филармонического (belcanto.ru) (22.05.2012 в 15:26)
- «Maggio Musicale Fiorentino» — в Москве, «Anna Bolena» — в Вене! (belcanto.ru) (10.04.2011 в 17:51)
- Адвокаты Вагнера, вперёд! (belcanto.ru) (25.11.2010 в 23:54)
- Жизнь оркестранта в цифрах (belcanto.ru) (13.10.2010 в 23:16)
- Приключения Тангейзера в Болливуде (belcanto.ru) (08.04.2010 в 22:18)
- «Флорентийский музыкальный май» (belcanto.ru) (26.06.2008 в 22:18)
- Юбилей Израильского филармонического оркестра (belcanto.ru) (01.02.2007 в 15:27)
- Выдающиеся маэстро мира на фестивале в Колонном зале (belcanto.ru) (08.06.2006 в 14:44)
- Предъюбилейные празднества в Зальцбурге (belcanto.ru) (24.02.2005 в 18:14)
- Зубин Мета в Москве (belcanto.ru) (06.11.2003 в 20:57)
- Премьеры Мюнхенского фестиваля (belcanto.ru) (17.07.2003 в 11:33)
- В Санкт-Петербурге проходит юбилейный фестиваль «Звезды белых ночей» (belcanto.ru) (29.05.2003 в 12:33)
- Зубин Мета: «Я — самый "долгоиграющий" дирижер» (belcanto.ru) (20.05.2003 в 13:06)
- Классическая музыка в Нью-Йорке после 11 сентября (belcanto.ru) (14.02.2002 в 01:58)
- Московская публика искупала Зубина Мету в овациях (belcanto.ru) (24.01.2002 в 20:39)