Опера Арриго Бойто «Мефистофель»
12.01.2011 в 22:04.Опера в четырех актах, шести картинах с прологом и эпилогом. Либретто А. Бойто.
Действующие лица:
• Мефистофель (бас)
• Фауст (тенор)
• Вагнер, его ученик (тенор)
• Маргарита (сопрано)
• Марта, ее соседка (контральто)
• Елена Троянская (сопрано)
• Панталис, ее подруга (контральто)
• Небесные силы, херувимы, грешники, крестьяне, горожане, студенты, ведьмы, колдуны, блуждающие огни, сирены, фавны
Действие происходит на небесах, в Германии начала XVI века и в иллюзорном мире античности.
«Пролог на небе». Облачные выси. Небесные силы славят Творца. Мефистофель один во мраке издевается и над Творцом, и над ангелами, и над человечеством. Он утверждает, что одержит победу над Царем Небесным, уловив в свои сети Фауста. Доносящиеся с земли голоса грешников, взывающих к Деве Марии, сливаются с голосами херувимов, прославляющих Творца.
«Светлое воскресенье». Народное гулянье во Франкфурте-на-Майне. Проносится кавалькада рыцарей. Крестьяне пляшут. Прогуливаются, беседуя, доктор Фауст и его ученик Вагнер. Их внимание привлекает серый монах, оставляющий, как кажется Фаусту, огненные следы.
«Лаборатория Фауста». Ночь. Вслед за хозяином в дом проникает серый монах и прячется в алькове, нарушая стонами размышления Фауста о природе и Боге. Повинуясь заклинанию ученого, монах принимает свой истинный облик. Это Мефистофель — дух вечного отрицания и разрушения, все осмеивающий и освистывающий. Он предлагает Фаусту договор: на земле Мефистофель станет его слугой, зато в другой жизни Фауст будет служить сатане. Ученый согласен. Пусть Мефистофель даст его душе хоть час покоя, а разуму — познание себя и мира; пусть пошлет ему прекрасное мгновенье, которое Фауст пожелает остановить. Мефистофель расстилает волшебный черный плащ и приглашает Фауста ступить на него, чтобы уже нынче ночью принять участие в буйном празднестве.
«Сад». Фауст ухаживает за Маргаритой, Мефистофель — за Мартой. Фауст добивается согласия на ночное свидание и вручает наивной девушке флакон: несколько капель из него усыпят ее строгую мать.
«Ночь шабаша». На горе Брокен свищет ветер, мелькают блуждающие огни. Мефистофель увлекает Фауста на вершину, где справляют свой праздник бесовские силы. Мефистофелю, своему царю, царю мира ведьмы подносят земной шар — стеклянный глобус, который тот, глумясь, разбивает вдребезги. Внезапно возникает тень Маргариты в цепях, с безжизненным взором, с кровавым кольцом вокруг шеи. Мефистофель пытается успокоить встревоженного Фауста. Все завершается ликующими возгласами и пляской адских сил.
«Смерть Маргариты». Темница. Маргарита, приговоренная к смерти, бредит. Ей чудятся найденный в море труп младенца, отравленная мать; в убийстве их обвиняют Маргариту. Мефистофель отпирает решетку, и Фауст бросается к возлюбленной, уговаривая ее бежать. Маргарита с трудом узнает его. Ей видится садик Марты. Она просит вырыть две могилы: в одной похоронить мать, в другой — ее с младенцем на груди. Придя в себя, Маргарита вместе с Фаустом мечтает о счастье на далеком острове посреди озаренного южным солнцем океана. Мефистофель торопит влюбленных: близок день — день казни Маргариты. Увидев сатану, она вновь теряет рассудок, обращается к Богу с мольбой о прощении и слышит небесные гармонии. С ужасом оттолкнув Фауста, Маргарита падает без чувств, голоса с небес возвещают ей спасение. Фауст и Мефистофель поспешно скрываются. Появляется палач со стражей.
«Ночь классического шабаша». Античная Греция. Лунная ночь. По реке в лодке из серебра и перламутра, окруженной сиренами, плывут Елена и Панталис. Фауст, погруженный в сон на цветущей поляне, грезит о Елене. Он счастлив оказаться в Греции, а Мефистофель скучает на классическом шабаше в окружении фавнов и вспоминает шабаш на Брокене. Начинаются античные пляски в честь Елены, она же поглощена видением гибели Трои. Фауст признается в любви к Елене, в которой видит чистейший идеал вечной красоты. Она отвечает ему взаимностью.
«Смерть Фауста». Лаборатория Фауста, заметно обветшавшая. Ночь. Фауст погружен в размышления. Он познал любовь девы и страсть богини, но так и не обрел прекрасного мгновенья. На пороге смерти он мечтает об ином — править счастливым и свободным народом, дать ему мудрые законы. Мефистофель вновь искушает его, раскидывает волшебный плащ, но не может одержать победы. Услышав небесные голоса, Фауст просит остановиться это прекрасное мгновенье и погружается в молитву с Евангелием в руках. Небесное видение становится все яснее, дождь из роз сыплется на умирающего. Тщетно Мефистофель пытается противостоять потоку ангельского света и цветов, ответить Творцу свистом. Побежденный, он проваливается.
А. Кенигсберг
Единственная завершенная опера Бойто. Сочинение занимает особое место в истории итальянской оперы. Своеобразная мелодика, сложные хоры, насыщенность полифонией, явное «вагнерианство» композитора, сделали ее восприятие публикой затрудненным.
Премьера прошла неудачно. Лишь после знаменитого исполнения партии Мефистофеля Шаляпиным (1901, Милан), имевшим грандиозный успех (партию Фауста пел в том историческом спектакле Карузо, дирижировал Тосканини), опера обрела популярность, которую сохраняет и по сей день. Русская премьера состоялась в Мариинском театре в 1886 (дирижировал Направник, в партии Мефистофеля выступил Ф. Стравинский).
В опере много ярких эпизодов, в особенности две арии Мефистофеля: «Ave, Signor» (из пролога) и «Son lo Spirito» (1 действие, т. н. ария «со свистом», гениально исполняемая Шаляпиным), ария Маргариты из 3 действия («L’atra notte in fondo al mare).
Среди лучших исполнителей заглавной роли был Н. Де Анджелис (исполнил ее 987 раз), а в наши дни — C. Рэми (1988, Сан-Франциско и др.) Среди постановок последних лет отметим спектакли в Генуе (1987) и «Ла Скала» (1994).
Дискография: Decca. Дирижер Серафин, Мефистофель (Сьепи), Фауст (Дель Монако), Маргарита (Тебальди), Елена (Кавалли) — Sony. Дирижер Патане, Мефистофель (Рэми), Фауст (Доминго), Маргарита и Елена (Мартон).
Е. Цодоков
«Фауст» — грандиозное творение Иоганна Вольфганга Гёте — вызывал к жизни множество музыкальных произведений в разных жанрах: кантаты, песни, драматические оратории — и, конечно, оперы. Самой известной из них стал «Фауст» Шарля Гуно, но при всей любви публики к произведению находились те, кто упрекал композитора в том, что излишне упрощенной интерпретации сочинения писателя, в том, что глубокий философский смысл не был затронут в опере. Ставил ли композитор перед собой такую цель, нужна ли вообще опере философская глубина — тема для отдельного разговора, но, в определенной степени упрек был справедливым, и адресовать его можно было многим другим композиторам, создававшим оперы на сюжет «Фауста». Во всех этих произведениях в центре внимания оказывалась любовная история главного героя и Маргариты, которая с точки зрения Гёте была лишь одним их эпизодов противостояния Фауста и Мефистофеля (более того, поэт был далек от романтизации этой истории: Маргарита для Фауста — первый из соблазнов «возвеличить миг», чего ждет от него Мефистофель). Такие интерпретации шедевра Гёте не удовлетворяли многих, в том числе и Арриго Бойто — итальянского композитора и либреттиста. Примечательно, что свою оперу он назвал не «Фауст», а «Мефистофель».
О музыкальном воплощении «Фауста» он задумался еще в двадцатилетнем возрасте — в 1862 г., едва завершив обучение в Миланской консерватории, и тогда же приступил к работе. Обладая не только композиторским, но и литературным талантом, Бойто сам написал либретто. История Маргариты тоже вошла в него, но не меньше внимания автор уделил другим эпизодам поэмы. В оперу вошел Пролог на Небесах, где звучат величественные хоры ангелов, вызывая ассоциацию с жанром средневековой мистерии. Внешнее действие в Прологе практически отсутствует, но здесь происходит завязка: Мефистофель заключает пари с Небесными Силами, величественным и гармоничным ангельским хорам противопоставляется изломанная мелодия скерциозного инструментального эпизода, которая затем становится основой насмешливого ариозо Мефистофеля.
В первом акте экспонируется образ Фауста и происходит его первая встреча с Мефистофелем. Старый ученый впервые предстает перед зрителем не в тиши кабинета, а на фоне народного праздника в средневековом городе (правда, немецкие горожане танцуют польский танец обертас — ведь Бойто работал над первым актом, находясь в Польше, на родине матери). Фауст ведет философскую беседу с учеником Вагнером, а затем замечает таинственного Серого Монаха, следующего за ним (у Гёте это был пудель, но для оперной сцены, несомненно, больше подходит монах). В своем кабинете Фауст восхваляет величие природы в прекрасной арии, а затем Мефистофель, скрывающийся под личиной монаха, раскрывает свое истинное лицо. Устрашающая сила и дьявольская усмешка звучат в его арии (нечеловеческая сущность персонажа подчеркнута таким нехарактерным для оперы приемом, как свист).
Второй и третий акты посвящены истории Маргариты, в них преобладают бытовые и любовные сцены. Исключение составляет вторая картина второго действия — Вальпургиева ночь. Самый впечатляющий ее момент — ария Мефистофеля («Вот он — мир») с «вращающейся» мелодией (злой дух играет глобусом).
Действие четвертого акта разворачиваются в античности, где Фауст встречает образец совершенной красоты — Елену Троянскую. Здесь есть и любовный дуэт, и балет, и хоровые эпизоды.
Драматургическим центром эпилога становится ария Фауста, построенная на размеренной декламации: у последней черты он захвачен мыслью о красоте Небесных Врат — и напрасно Мефистофель пытается отвлечь его от молитвы: Фауст умирает, прощенный Богом, злой дух проиграл.
Работа над оперой длилась пять лет — примечательно, что и в 1862 г., начиная ее, и в 1867 г., заканчивая, Бойто посещал Польшу. Первоначально партии обоих главных героев были поручены низким голосам, но в конечном итоге Мефистофель остался басом, а Фауст стал тенором. Премьера первой — пятиактной — редакции состоялась в «Ла Скала» в 1868 г., дирижировал сам Бойто. Спектакль, длящийся больше пяти часов, завершился в полночь — и обернулся сокрушительным фиаско (композитор даже получил несколько вызовов на дуэль «за оскорбление музыки»). Через несколько лет автор переработал оперу, и новая редакция — четырехактная — была поставлена в Болонье. На сей раз опера не потерпела сокрушительного провала, но и большого успеха не было.
Подлинным сценическим рождением оперы «Мефистофель» можно считать спектакль 1901 г. в «Ла Скала». Дирижировал Артуро Тосканини, Фауста пел Энрико Карузо, а в заглавной роли выступил Федор Иванович Шаляпин, и эта партия стала для него таким же шедевром, как партия Мефистофеля в опере Гуно. Но если «Фауст» Гуно и до Шаляпина пользовался успехом, то «Мефистофелю» русский певец поистине дал «путевку в жизнь». Потеснить «Фауста» Гуно «Мефистофель» Бойто так и не смог, но опера ставилась в различных театрах мира, в ней пели Леонид Витальевич Собинов, Джулио Нери, Тито Гобби и другие знаменитые певцы.
Публикации
- «Мефистофель» Бойто в Мюнхене (operanews.ru) (30.11.2015 в 21:21)
- Мефистофель и Фауст в Праге (operanews.ru) (09.02.2015 в 21:47)
- К 100-летию дебюта Шаляпина в «Ла Скала» (belcanto.ru) (25.12.2002 в 14:49)