Мажор и минор

24.02.2012 в 11:44.

Поскольку понятия «мажор» и «минор» достаточно широко известны за пределами узко профессионального музыкального образования, о них имеют представление чуть ли не с детского сада. «Мажорная музыка — светлая, веселая; минорная — грустная, печальная», — ответит каждый. Может быть, и не нужно к этому ничего добавлять? И все же…

Обратимся к происхождению этих слов. Латинское major означает «больший»; а minor — «меньший», Как и в чем можно измерить характер и строй музыки? В каких цифрах выражается веселье, в каких — печаль? Да возможно ли это вообще? А теперь обратимся к теории музыки. Звуки различаются по высоте. А для измерения высоты, как и для любого измерения, нужна единица измерения. Такой условной единицей служит полутон, и именно полутон разделяет между собой звуки в музыке европейской традиции. Так вот, согласие звуков, отделенных четырьмя полутонами (или двумя тонами, что одно и то же), образует большую терцию, а согласие звуков, отделенных тремя полутонами (или соответственно полутора тонами), образует малую терцию. Физическая и физиологическая природа воздействия звука на человека такова, что такая малость, как полутон, отличающий малую терцию от большой, на самом деле образует огромную разницу, сильнейший контраст в качестве звучания и его восприятия. Лад, образуемый большой терцией, назвали мажором, лад, образуемый малой терцией, — минором. Вот откуда происходят эти названия и что они фактически означают.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2025 Проект Ивана Фёдорова