Мадригал

12.01.2011 в 15:30.

Адресованный даме остроумный стихотворный комплимент, короткое пасторально-любовное стихотворение. Чем-то таким — элегантным, учтивым, старинным — представляется мадригал людям, не чуждым поэзии, но, увы, далеким от музыки и считающим ее чем-то совершенно отдельным от общей культуры.

А между тем мадригал — это не просто музыкальный жанр, без него невозможно представить европейскую музыку Возрождения так же, как невозможно представить музыку прошлого века без романса. Именно так.

Да, мадригал — жанр музыкально-поэтический. И то, что это слово известно из поэзии, — не случайное совпадение, а закономерность. Не случайно и то, что о его музыкальном смысле знают мало. Ведь и музыка Возрождения вошла в современную культуру совсем недавно, после многовекового забвения.

У музыкального мадригала на протяжении XIV–XVII веков была непростая и динамичная история. Будучи популярным в XIV веке, он представлял собой двух- или трехголосную песню, иногда с инструментальным сопровождением, на тексты любовно-лирического, сатирического или мифологического характера. Мелодика его была нарядна и витиевата. В XV веке мадригал вышел из моды и был забыт. Однако с 1530-х годов произошло мощное возрождение этого жанра, которое продлилось целое столетие. Впрочем, возрождение касалось скорее внешней стороны — названия, характера поэтических текстов. Что же касается музыки, то можно сказать, что жанр родился заново. Новые мадригалы сочинялись в виде многоголосных, обычно пятиголосных полифонических вокальных ансамблей, где содержание поэтического текста передавалось с тончайшим мастерством, изысканностью и выразительностью. Мастерами мадригала были Дж. Палестрина, К. Монтеверди, У. Бёрд, Г. Шютц, К.Джезуальдо и многие композиторы Италии и других европейских стран.

А в качестве комментария добавлю неожиданную вещь. «Отношения» между мажором и минором не столь прямолинейны, как «веселое» и «грустное». Существует немало музыки в миноре, имеющей озорной, сатирический характер, и напротив, музыки мажорной — благородно-возвышенной, задумчиво-скорбной и т. д. Больше доверяйте своим чувствам, когда слушаете музыку!

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова