Сергей Кусевицкий (Serge Koussevitzky)
04.01.2011 в 22:33.Русский дирижёр, контрабасист и музыкальный деятель. Творческий путь Сергея Кусевицкого отчетливо разделяется на несколько периодов, каждый из которых по-своему знаменателен и для самого артиста, и для его вклада в музыкальное искусство.
Кусевицкий дебютировал за дирижерским пультом в 1906 году, уже будучи музыкантом с мировым именем: широкую известность принесли ему выступления в качестве контрабасиста-виртуоза. Но эта столь редкая профессия не была целью его жизни. С детских лет проявив музыкальную одаренность, он получил начальное образование под руководством отца — профессионального музыканта, а когда ему исполнилось четырнадцать лет, отправился из родного города Вышнего Волочка в Москву, для продолжения учебы. Но в Филармоническом училище, куда поступал Кусевицкий, оставалась лишь вакансия в класс контрабаса, и он был туда принят. Уже спустя несколько лет сольные концерты контрабасиста Кусевицкого в России и за рубежом приобрели значительную популярность. А молодой артист мечтал стать дирижером и отправился в Германию, где учился в Высшей музыкальной школе в Берлине у К. Мука, также посещая концерты под управлением А. Никиша. Последний на всю жизнь стал для него образцом.
После первых успешных дирижерских выступлений Кусевицкий основал в Москве собственный оркестр, с которым и развернул бурную деятельность. Он давал циклы концертов в Москве и Петербурге, устраивал фестивали, посвященные мастерам классической музыки, несколько лет подряд путешествовал по Волге, давая концерты в прибрежных городах и селах. Уже тогда Кусевицкий снискал себе репутацию горячего пропагандиста современной музыки. Он был первым исполнителем многих произведений Скрябина, Прокофьева, Мясковского, Глиэра и других русских композиторов.
Следующий, короткий, но значительный этап деятельности артиста связан с Парижем, где он жил в начале двадцатых годов. В «Концертах Кусевицкого» парижане познакомились со многими сочинениями русских классиков и упомянутых выше композиторов. В 1921 году под его управлением были поставлены в «Гранд-Опера» «Борис Годунов» и «Хованщина». Вместе с тем репертуар дирижера значительно расширился за счет современной музыки Франции. Он был первым исполнителем ряда произведений, в числе которых нашумевший «Пасифик 231» Онеггера и «Сарабанда и танец» Дебюсси в оркестровке Равеля.
В 1924 году Сергея Кусевицкого пригласили в США, главным дирижером Бостонского оркестра. На этом посту он оставался до самой смерти, полностью проявив свой талант дирижера и педагога. И спустя почти двадцать лет после его назначения газета «Бостон глоб» с полным основанием писала: «19 лет назад великий русский, ставший и великим американцем, Кусевицкий принял в свои руки Бостонский оркестр и все эти годы неуклонно вел его к той высоте, на которой наш коллектив сейчас стоит впереди других оркестров Америки».
Как и прежде, работая в Бостоне, Кусевицкий продолжал оставаться неутомимым искателем, пропагандистом нового. Десятки сочинений американских авторов обязаны ему своим исполнением. Его репертуар включал и громадное число произведений симфонистов-классиков, русских и французских композиторов. Среди сделанных под его управлением записей — произведения Чайковского и Бетховена, Прокофьева и Скрябина, Мендельсона и Рихарда Штрауса, Дебюсси и Равеля. «Когда пламя творчества горит в нем,— писал критик,— его Бетховен может быть грандиозен, его Брамс глубок, его Чайковский — захватывающ. Но его темперамент и талант особенно эффективно проявляются в блестящей оркестровке, динамичных ритмах и сверкающих гармониях современных композиторов». Портрет Кусевицкого-дирижера набросал в одной из своих статей известный английский музыковед Э. Ньюмен. Он писал: «Чем больше артист воспламеняется, тем холоднее должна быть голова и рука, которая управляет этим огнем. Кусевицкий обладает этим «центральным льдом» в высшей степени. Я думаю, что почти невозможно довести некоторые произведения до более острой кульминации нервного накала, чем это делает он. Но нервозность никогда не захватывает его руку. Она — слуга Кусевицкого, а не его хозяин. Волнение у него всегда полностью контролируется; одна большая пластическая линия пронизывает все исполнение от начала до конца».
Живя в Америке, Кусевицкий не ограничивался дирижерской деятельностью. Он был организатором Беркширского музыкального центра, где ежегодно руководил курсами молодых дирижеров, и летнего музыкального фестиваля в Танглвуде. В годы второй мировой войны артист активно участвовал в организации помощи Советскому Союзу, был президентом музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы, а в 1946 году — организатором Американо-Советского музыкального общества.
Л. Григорьев, Я. Платек
Публикации
- Чувство музыки и чувство времени Виктора Ямпольского (belcanto.ru) (16.05.2018 в 12:53)
- Концерты в Московской консерватории (belcanto.ru) (08.05.2014 в 10:53)