Саломея Крушельницкая
04.01.2011 в 20:50.Саломея Крушельницкая… Эту певицу современники именовали «непревзойденной Аидой», «единственной Джокондой», «поражающей Брунгильдой» – словом, любая оперная партия в ее исполнении становилась чем-то особенным.
Родилась Саломея Амвросиевна в 1872 г. в семействе священника. Ее родное село расположено на территории современной Украины, но тогда это была Австро-Венгрия. Неоднократно семья меняла место проживания, пока не поселилась в деревне, расположенной возле Тернополя.
Музыкальный талант Саломеи был очевиден еще в детстве: она обладала чарующим голосом, запоминала песни, которые слышала от жителей деревни. Учиться музыке девочка начала в Тернопольской гимназии. Здесь она участвовала в деятельности музыкального кружка. Сценические выступления Саломея начала в составе хора «Руська бесида».
Казалось бы, сценическая карьера – не самая подходящая доля для дочери священника, тем не менее, отец понимал, насколько талантлива его дочь, и препятствовать ей не стал. Собрав последние деньги, в 1891 г. он отправляет девушку на учебу во Львов, и она становится студенткой Львовской консерватории. Здесь Саломея обучается и фортепианной игре, и вокалу.
Дебют молодой певицы состоялся в 1892 г. – С.Крушельницкая исполнила сольную партию в «Мессии» Г.Ф.Генделя. По прошествии года она оканчивает консерваторию с серебряной медалью и начинает выступления во Львовской опере. Первой ролью, исполненной Саломеей, стала Леонора в «Фаворитке», далее последовала партия Сантуццы в «Сельской чести». И тут в судьбу начинающей исполнительницы вмешивается счастливый случай: во Львов прибывает на гастроли известная певица из Италии Дж.Беллинчони. Услышав выступление Саломеи, они пришла в восторг и посоветовала девушке учиться в Италии – там можно достичь вокальных высот… Вот так и стала С.Крушельницкая ученицей профессора Ф.Креспе в Милане в 1893 г.
В 1895 г. состоялся итальянский дебют певицы. Произошло это в Кремоне, где она выступила в роли Манон Леско. После этого она поет в разных итальянских городах, в репертуаре ее появляются партии из опер Дж.Верди (Леонора в «Силе судьбы», Амелия в «Бале-маскараде»), А.Понкьелли (заглавная партия в «Джоконде»). Дальнейшая судьба певицы – это триумфальное шествие по оперным сценам разных стран: Франция, Португалия, Испания, Россия, Австрия, Польша, Египет, Аргентина. Она поет центральные женские партии в операх Дж.Верди – «Аиде», «Трубадуре», в «Фаусте» Ш.Гуно, в «Зачарованном замке» С.Монюшко, «Африканке» Дж.Мейербера, в операх П.И.Чайковского – «Пиковой даме» и «Евгении Онегине». Голос певицы обретает силу, ей становятся доступны партии вагнеровских героинь – Изольды, Эльзы, Брунгильды, Елизаветы.
Особую роль сыграла С.Крушельницкая в сценической судьбе «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини. После провала премьеры переработанный вариант оперы был представлен в Брешии. Теперь публика приняла «Мадам Баттерфляй» восторженно – и не последнюю роль в успехе произведения сыграл талант С.Крушельницкой, исполнившей партию главной героини. Арию «В ясный день желанный» даже пришлось исполнить на бис.
Выступала певица и в других премьерах. В «Ла Скала», куда пригласил С.Крушельницкую А.Тосканини, она участвовала в первом исполнении в Италии опер Р.Штрауса – «Электра» и «Саломея», а также в мировых премьерах «Глории» Ф.Чилеа и «Федры» И.Пиццетти.
Странная история произошла с С.Крушельницкой в 1906 г.: ее гастроли в Неаполе сорвал… Везувий. Выбросы активизировавшегося вулкана пагубно действовали на связки певицы, и врач посоветовал ей немедленно покинуть Неаполь. Однако организаторы гастролей возложили всю ответственность на певицу, и дело дошло до судебного разбирательства. Интересы С.Крушельницкой представлял адвокат Ч.Риччони, который и помог ей выиграть дело. Ч.Риччони оказался не только хорошим юристом, но и тонким ценителем искусства… Четыре года спустя Саломея стала его женой.
В 1920 г. С.Крушельницкая поет в одной из любимых своих опер – «Лоэнгрин» – в Неаполе и прекращает выступления в оперных театрах. Теперь певица ведет концертную деятельность в Европе и Америке. Выступает она и в различных городах Западной Украины. Особое значение имело для нее участие в концертах памяти И.Франко и Т.Шевченко.
В 1939 г. С.Крушельницкая – уже вдова – приехала в Галицию и не смогла возвратиться в Италию, этому воспрепятствовала начавшаяся война. Очень нелегко пришлось певице в период фашистской оккупации – певица бедствовала, зарабатывала она, преподавая пение частным образом.
Непросто складывалась жизнь артистки по завершении войны. Она преподавала в консерватории во Львове, но чуть не лишилась этой работы при «чистке кадров»: ее обвинили… в отсутствии диплома (правда, позже он был найден). Довольно долго она формально оставалась гражданкой Италии – советское гражданство было предоставлено певице только после того, как она передала государству свое имущество, включая виллу.
В 1951 г. С.Крушельницкая удостоилась звания заслуженного деятеля искусств УССР, а год спустя певица ушла из жизни.
Публикации
- Две «Мадам Баттерфляй» — за один сезон! (belcanto.ru) (25.07.2017 в 17:45)
- «Евгений Онегин» и «Мадам Баттерфляй» на Шаляпинском фестивале в Казани (belcanto.ru) (13.02.2017 в 12:41)
- Божественная Соломия (окончание) (operanews.ru) (09.12.2012 в 14:41)
- Лирические заметки с Львовского фестиваля имени Крушельницкой (operanews.ru) (02.12.2012 в 21:24)
- Украинская дива. Соломия Крушельницкая (operanews.ru) (15.11.2001 в 12:36)