Ян Кренц (Jan Krenz)
02.04.2011 в 11:59.Первые шаги Яна Кренца на музыкальном поприще были нелегкими: в годы фашистской оккупации он посещал тайную консерваторию, организованную в Варшаве польскими патриотами. А дирижерский дебют артиста состоялся сразу же после войны — в 1946 году. В то время он уже был студентом Высшей музыкальной школы в Лодзи, где занимался сразу по трем специальностям — фортепиано (у 3. Джевецкого), композиции (у К. Сикорского) и дирижированию (у 3. Горжинского и К. Вилкомирского). И по сей день Кренц активно работает как композитор, но широкую известность принесло ему дирижерское искусство.
В 1948 году молодой музыкант был назначен вторым дирижером оркестра филармонии в Познани; одновременно работал и в оперном театре, где его первой самостоятельной постановкой была опера Моцарта «Похищение из сераля». С 1950 года Кренц — ближайший помощник прославленного Г. Фительберга, возглавлявшего тогда симфонический оркестр Польского радио. После смерти Фительберга, который видел в Кренце своего преемника, двадцатисемилетний артист стал художественным руководителем и главным дирижером этого коллектива — одного из лучших в стране.
С тех пор началась активная концертная деятельность Кренца. Вместе с оркестром дирижер побывал в Югославии, Бельгии, Нидерландах, ФРГ, Англии, Италии, на Ближнем и Дальнем Востоке, в СССР, а самостоятельно гастролировал и в большинстве других стран Европы. Кренц заслужил репутацию великолепного интерпретатора творчества польских композиторов, в том числе своих современников. Этому способствуют его исключительное техническое мастерство, чувство стиля. Болгарский критик Б. Абрашев писал: «Ян Кренц принадлежит к числу артистов, которые владеют собой и своим искусством в совершенстве. С исключительным изяществом, аналитическим талантом и культурой он проникает в ткань произведения и раскрывает его внутренние и внешние черты. Его способность анализировать, сильно развитое чувство формы и целого, подчеркнутое ощущение ритма — всегда отчетливого и ясного, тонко нюансированного и последовательно проведенного,— все это определяет явно конструктивное мышление без излишнего количества «чувства». Экономный и сдержанный, со скрытой, глубоко внутренней, а не внешне-показной эмоциональностью, умело дозирующий оркестровые звуковые массы, культурный и авторитетный — Ян Кренц безупречно ведет оркестр уверенным, точным и ясным жестом».
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969