Алексей Козловский
01.04.2011 в 22:49.Козловский приехал в Узбекистан в 1936 году. Это была пора формирования, становления профессиональной музыкальной культуры среднеазиатских республик. Воспитанник Московской консерватории по классу Н. Мясковского, он стал одним из тех русских музыкантов, которые помогли заложить фундамент современного национального искусства братского народа. Это касается и композиторского творчества Козловского и его дирижерской деятельности.
После окончания консерватории (1930) талантливый композитор сразу обратился к дирижированию. Первые шаги на этом поприще он сделал в Оперном театре имени К. С Станиславского (1931—1933). Приехав в Узбекистан, Козловский с величайшей энергией и энтузиазмом изучает узбекский музыкальный фольклор, создает на его основе новые произведения, преподает, дирижирует, выступает с концертами по городам Средней Азии. Под его руководством добивается первых успехов Ташкентский музыкальный театр (ныне Театр оперы и балета имени А. Навои). Затем Козловский долгое время (1949—1957; 1960—1966) был художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Узбекской филармонии.
Сотни концертов провел за эти годы Козловский в Средней Азии, в разных городах Советской страны. Он познакомил слушателей со многими сочинениями узбекских композиторов. Благодаря его неустанному труду выросла и окрепла оркестровая культура Узбекистана. Музыковед Н. Юденич в статье, посвященной маститому музыканту, пишет: «Ближе всего ему произведения лирико-романтического и лирико-трагедийного плана — Франк, Скрябин, Чайковский. Именно в них проявляется возвышенный лиризм, свойственный индивидуальности Козловского. Широта мелодического дыхания, органичность развития, образная рельефность, порой картинность — вот качества, которые отличают прежде всего интерпретацию дирижера. Подлинная увлеченность музыкой позволяет ему решать сложные исполнительские задачи. Под управлением А. Козловского Ташкентский филармонический оркестр «завоевывает» такие виртуозные партитуры, как «Картинки с выставки» Мусоргского—Равеля, «Дон-Жуан» Р. Штрауса, «Болеро» Равеля и другие».
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969