Золтан Кодай (Zoltán Kodály)

04.01.2011 в 15:14.

Золтан Кодай (Zoltán Kodály)

Родился 16 декабря 1882 года в городе Кечкемете (Венгрия). После учебы в Будапештском университете с 1907 года преподавал теорию музыки в Будапештской консерватории. Одновременно с этим огромное внимание уделял собиранию венгерского музыкального фольклора. В течение многих лет совместно со своим другом — выдающимся венгерским композитором Бела Бартоком записывал крестьянские песни. В результате многолетней неутомимой работы по собиранию музыкального фольклора Кодай и Барток записали свыше 3 500 венгерских народных песен.

Живое общение с народным искусством несказанно обогатило творчество композитора, направило его по пути реализма.

Музыка Кодая пронизана оптимизмом, светлым юмором, ее основу составляют народность, песенность, свободно льющаяся мелодичность.

Произведения Кодая пользуются заслуженной популярностью как у него на родине, в Венгрии, так и за ее пределами. Любовь русского слушателя завоевали сюита «Хари Янош», «Танцы из Таланты», обработки венгерских народных песен, хоровая сюита «Каллаи кеттеш» и другие.

Кодай является автором двух опер, вокально-симфонических, оркестровых, камерно-инструментальных и фортепианных сочинений, хоров и песен. Музыкальный стиль композитора, отмеченный яркой красочностью и богатством мелодического начала, своеобразием гармонии и ритмики, основан на сочетании особенностей крестьянского песенного фольклора со стилем вербункош (венгерский инструментальный, преимущественно городской, танцевальный фольклор).

Одним из популярнейших произведений Кодая стала опера «Хари Янош», где композитором высмеивается монархия Габсбургов. Скупыми, но вместе с тем выразительными средствами даны в опере музыкальные характеристики действующих лиц. Рельефно выписан главный герой — Хари Янош. Его образ, воплощающий народный юмор и сметку, противостоит сатирически очерченным персонажам императора и царедворцев. Остроумно варьируя приемы оркестрового звучания, композитор создает колоритный изобразительный фон, ярко оттеняющий сценическое действие. Особенно удались Кодаю лирические и комически-гротесковые эпизоды.

В своей другой опере — «Секейская прядильня» — композитор рисует картины из жизни венгерской деревни. Исключительно ярки и колоритны в «Секейской прядильне» танцевально-хоровые сцены. Несмотря на использование композитором большого по составу оркестра, музыка оперы прозрачна и носит несколько камерный характер.

Кодай — крупнейший венгерский композитор. Он — активный строитель новой культуры народно-демократической Венгрии, выдающийся ученый и педагог. Большинство современных венгерских композиторов — его ученики.

Передовые, прогрессивные взгляды Золтана Кодая ярко выражены в его высказывании о роли и значении художника, о его месте в жизни родного народа: «Художник должен чувствовать себя частью массы, но он должен также помнить, что его преимуществом является способность выражать чувства массы. Ощущая себя творческой частицей своего народа и вырастая из него, музыкант нашего времени будет глашатаем и пророком устремлений своего народа, выразителем его мечтаний и чаяний...»

Произведения

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова