Рудольф Керер (Rudolf Kehrer)
01.04.2011 в 21:23....Еще несколько дней назад никто не знал этого имени. И вот - Рудольф Керер сразу стал любимцем москвичей. Ни у кого не оставалось сомнений, что именно ему достанется высшая награда Всесоюзного конкурса 1961 года. Жюри подтвердило этот прогноз. Подтвердило с редким единодушием: на втором и третьем турах Керер получил максимальную сумму баллов - 50 из 50 возможных. "Решившись поехать в Москву,- говорит Керер,- я не обольщал себя особыми надеждами. Хотелось немногого - выйти на столичную сцену, поиграть перед публикой и авторитетными специалистами, выслушать мнение о себе. Наверное, именно этот психологический настрой, не обременяющий ни чрезмерной тревогой, ни иссушающим душу волнением, мне тогда и помог. Впоследствии я нередко задумывался о том, что молодых музыкантов, играющих на конкурсах, подводит иной раз предварительная нацеленность на ту или иную, вообще на какую бы то ни было премию. Многих это сковывает, заставляет тяготиться бременем ответственности; закрепощает в эмоциональном отношении: игра теряет легкость, естественность, непринужденность... Я в 1961 году не помышлял ни о каких премиях - и выступил удачно. Ну, а что касается первого места и звания лауреата - тем радостнее была для меня эта неожиданность".
Трудно припомнить случай, чтобы пианист дебютировал на большой концертной эстраде в 37 лет. Возрастной лимит упомянутого соревнования - 32 года. Исключение было сделано для Керера, музыкальные занятия которого прерывались по не зависящим от него обстоятельствам. Он родился в Тбилиси и до 1941 года учился там в консерватории у А. И. Тулашвили. Переехав в Среднюю Азию, Керер в 1952 году окончил физико-математический факультет Чимкентского учительского института и шесть лет преподавал математику в средней школе. Но все же вернулся к любимому делу. Лишь к 1957 году он завершил свое музыкальное образование в Ташкентской консерватории (класс 3. Ш. Тамаркиной) и до конкурса преподавал здесь.
Нестандартное начало артистической биографии... И оно привело к тому, что Керер сразу предстал перед москвичами как сложившийся мастер. И хотя его исполнительские концепции вызывали порой разноречивые суждения, они никого не оставляли равнодушными. Я. Зак по свежим конкурсным следам писал в "Неделе": "Это пианист редкого дарования, зрелый художник. Мужество, воля, решительность - отличительные черты его творческого облика". Проницательность данной характеристики можно оценить в полной мере, если привести слова критика Г. Цыпина, высказанные спустя восемь лет: "Искусство Керера - это прежде всего примат волевого, динамического и мужественного начала; это точное интеллектуальное проникновение в авторский замысел, имеющее следствием строгую артистическую самодисциплину и умную организованность всего процесса музицирования; это, наконец, подчеркнутая сдержанность чувства (временами не лишенная известной доли аскетизма), благородный лаконизм в любых душевных откровениях и излияниях". Позднее тот же автор, называя пианиста мастером крупной формы, подчеркивал: "Кереру-исполнителю требуются обычно обширные звуковые пространства, где можно постепенно и исподволь нагнетать динамическое напряжение, крупным штрихом размечать рельефы музыкального действия, круто очерчивать кульминации; его работы лучше всего воспринимаются как бы с определенной дистанции. Не случайно в числе интерпретаторских удач артиста такие опусы, как Первый фортепианный концерт Брамса, Пятый Бетховена, Первый Чайковского, Первый Шостаковича, Второй Рахманинова, сонатные циклы Прокофьева, Хачатуряна, Свиридова и другие произведения".
Еще на конкурсе Керер произвел исключительное впечатление исполнением Первого концерта С. Прокофьева. С тех пор произведения этого композитора постоянно входят в репертуар пианиста. Еще более значительное внимание уделяет он музыке Бетховена; именно с этим композитором связаны, пожалуй, лучшие достижения пианиста (концерты, многие сонаты). Да и романтики (в первую очередь Шопен, Лист, Шуман) все чаще звучат в интерпретации Рудольфа Керера.
Сразу после конкурса 1961 года его победитель был приглашен на преподавательскую работу в Московскую консерваторию, а в 1979 получил звание профессора. У него, в частности, учился известный бразильский пианист А. Морейра-Лима.
Добавим в заключение, что Керер знаком также любителям кино: он исполнил в фильме "Аппассионата" роль пианиста Исая Добровейна, игравшего на квартире Е. П. Пешковой в присутствии Владимира Ильича Ленина знаменитую сонату Бетховена, о которой великий вождь отозвался как об изумительной, нечеловеческой музыке.
В начале 1990-х годов Керер переселился в Германию, в Гамбург, жил и преподавал в Вене (Австрия).
Григорьев Л., Платек Я.