Йозеф Иоахим (Joseph Joachim)

31.03.2011 в 15:03.
Йозеф Иоахим (Joseph Joachim)

Игре на скрипке обучался в раннем детстве у С. Сервачинского в Пеште, с 1841 у М. Хаузера, Г. Хельмесбергера и Й. Бёма в Вене, с 1843 — у Ф. Давида в Лейпциге, где на творческое развитие Иоахима громадное влияние оказали Ф. Мендельсон и Р. Шуман (по композиции Иоахим занимался у М. Гауптмана). Выступать начал с 7-летнего возраста. В 1849-53 концертмейстер придворного оркестра в Веймаре, где сблизился с Ф. Листом.

Испытав влияние его личности, Иоахим, воспитанный на классических традициях, остался тем не менее чуждым веймарской школе, выступал убеждённым противником творчества Листа, что привело к разрыву их отношений. В 1853-66 Иоахим концертмейстер (с 1856 концерт-директор) в Ганновере. Здесь произошло его знакомство с И. Брамсом, перешедшее в тесную дружбу, оставившую глубокий след в творческой биографии обоих художников.

С 1866 Иоахим жил в Берлине, был директором и профессором Высшей школы музыки (с 1868), основал и возглавлял (1869-1907) струнный квартет, составивший эпоху в истории квартетного исполнительства. Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, Венгрии, России (впервые в 1872).

С творческой деятельностью Иоахима связано утверждение на концертной эстраде искусства скрипача-интерпретатора. Как пропагандист произведений музыкальной классики и их редактор Иоахим способствовал обновлению концертного репертуара скрипачей. Выдающийся истолкователь классической музыки, Иоахим создал законченные интерпретации сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха, сонат и концертов В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, которые стали своего рода художественным эталоном для целой эпохи, охватывающей период с 1870 до начала 20 в.

Монументальность и широта замысла сочетались в игре Иоахима с высокой романтической поэтизацией музыкального образа, чистотой и благородством стиля. Характерной особенностью его скрипичного стиля являлось умеренное применение вибрато и использование широкоохватного легато. Строгость исполнительской манеры Иоахима явилась в известной мере ответом на эмоциональные и виртуозные преувеличения скрипачей-романтиков.

Многие черты исполнительского стиля Иоахима получили отражение в его редакции сонат, квартетов и концертов Моцарта, Бетховена и Брамса, в его каденциях к концертам этих композиторов. Однако догматическое толкование адептами школы Иоахима его трактовок классической музыки, канонизация его исполнительских приёмов привели постепенно к выхолащиванию живого творческого духа, превращению традиции исполнения Иоахима в академические штампы, наложившие отпечаток на игру многих скрипачей.

Среди выдающихся учеников Иоахима: Л. С. Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман и др. Значительное явление скрипичной методики — «Скрипичная школа» («Violinschule», Bd 1-3, 1905), написанная Иоахимом совместно с А. Мозером, включает широко разработанные разделы, посвященные вопросам эстетики музыкального исполнительства и редакций произведений классической скрипичной литературы, с обширными комментариями.

Иоахим — автор музыкальных сочинений, написанных в духе Шумана и Брамса, в т.ч. 4 увертюр, 3 скрипичных концертов (среди них — «Венгерский»), пьес для скрипки и фортепиано и др. Ему принадлежит ряд скрипичных транскрипций (в т.ч. «Венгерские танцы» Брамса).

И. M. Ямпольский

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова