Венсан д’ Энди (Vincent d’ Indy)
02.01.2011 в 11:46.Французский композитор. Игре на фортепиано обучался у Л. Дьемера и А. Мармонтеля. Окончил Парижскую консерваторию, где занимался по композиции и игре на органе у С. Франка. В 1872-1876 годах церковный органист в Париже; одновременно в 1873-1878 годах хормейстер и литаврист оркестра Колонн. В 1876-1890 годах был секретарем "Национального общества музыки" и после смерти Франка занял место председателя. В 1894 году вместе с Ш. Бордом и А. Гильманом организовал в Париже "Певческую школу" ("Схола кан-торум"), официально открытую в 1896 году; состоял одним из ее директоров, а после смерти Гильмана в 1911 году был ее единоличным директором, а также профессором композиции, воспитавшим целую плеяду французских композиторов - Русселя, Д. де Северака, А. Маньяра и многих других. Под руководством д'Энди "Схола канторум" стала одним из лучших музыкальных учебных заведений Франции, конкурирующим с Парижской консерваторией.
Несмотря на горячую приверженность д'Энди к творчеству Франка, его ранние произведения написаны под воздействием музыки Вагнера. Даже темы и названия первых композиций д'Энди подчеркивают его симпатии к немецкому искусству: симфоническая легенда "Зачарованный лес" по Уланду (1878), симфоническая трилогия "Валленштейн" по сюжету Шиллера. Опера д'Энди "Фервааль" (пост. 1897) по духу настолько близка музыке Вагнера, что ее называли французской транскрипцией "Парсифаля". Постепенно д'Энди отошел от своего "вагнерианства"; продолжая традиции Франка, он создал произведения, отмеченные большим полифоническим мастерством, проникнутые духом французского классицизма. "Он наслаждался комбинированием самых неожиданных сочетаний, - писал об д'Энди известный историк музыки Ж. Тьерсо,- он никогда не страшился смелых гармоний. Создавая всегда солидно "сколоченные" конструкции, строго логические построения - и притом широкого размаха,- д'Энди в зрелые годы стал удивительным архитектором звуков...".
Значительное место в творчестве д'Энди занимают произведения, связанные с национальным фольклором. Таковы его "Севенольская симфония" для фортепиано с оркестром (1887) на мелодию французской горной песни, "Летний день в горах" (1904), "Фантазия на французские народные темы" для гобоя с оркестром (1888) и др., а также обработки французских песен. К числу его наиболее известных произведений относятся также 2-я симфония (1903), симфонические вариации "Иштар" (1896), фортепианный квинтет, 2-й струнный квартет, "Поэма гор" для фортепиано и др.
Д'Энди - автор капитального труда "Курс музыкальной композиции" (вместе с О. Серве; в 4 тт.; 1903, 1909, 1933, 1950) биографий Бетховена, Франка, книги о Вагнере и др. Под редакцией д'Энди выпущены оперы Рамо, Монтеверди и др. Д'Энди выступал также как дирижер собственных произведений; в 1903 и 1907 годах концертировал в России. Д'Энди сыграл значительную роль в истории французской музыки конца 19 века; он был единодушно признан крупнейшим авторитетом в различных областях музыкального искусства.
М. Ю. Миркин