Ференц Эркель
Глава №133 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСоздатель венгерской национальной оперы Ференц Эркель родился в городе Дюла комитата Бекеш. Уже в родительском доме проникся он любовью и пониманием музыки. Талант Эркеля обнаружился очень рано. Родители посылают его учиться в Пожонь (ныне Братислава, Чехословакия), где он занимается у известного педагога-музыканта Хенрика Клейна.
Молодым музыкантом Эркель попадает в Коложвар (ныне Клуж, Румыния). Здесь у него завязываются дружеские связи с представителями прогрессивных кругов Трансильвании. Здесь он глубже знакомится с господствующим венгерским музыкальным стилем эпохи, «вербункошем», и благодаря своим новым друзьям все яснее видит, что венгерская музыка — точно так же, как поэзия, проза и научная литература, — должна обрести свой голос, свой национальный язык.
Приехав в столицу Венгрии, Пешт, Эркель обращает на себя внимание сначала как пианист, пожиная успех на «музыкальных увеселениях» в Национальном Казино. Но вскоре он сменяет концертные подмостки на дирижерский пульт. Эркель становится дирижером в Венгерском театре в Буде, затем в Пештском городском немецком театре и наконец — в Венгерском Национальном театре.
В 1840 году он выступает перед венгерской публикой со своей оперой «Мария Батори», написанной на текст Андраша Дугонича и Бени Эгрешши. Четыре года спустя на сцене Национального театра ставится его первое зрелое произведение — «Ласло Хуньяди». Публика с невиданным воодушевлением приветствовала оперу Эркеля, в ритмах, мелодиях и текстах которой — несмотря на наличие западных влияний — нашли свое отражение венгерские «вербункоши».Публика приветствовала и патриотический, революционный подъем, составлявший сокровенное содержание оперы. Слушатели понимали, что в символической форме оперы Эркель поднимает свой голос против габсбургской тирании и бичует венгерских магнатов, вступающих в союз с угнетателями нации, вельмож, которые, преследуя личные интересы, предают родину, обрекая свой народ на рабскую долю.
В этом же 1844 году композитор пишет на слова Ференца Кёлчеи венгерский национальный гимн.
Затем в течение 17 лет Ференц Эркель молчит. Но за долгие годы молчания он выносил новую тему — создал оперу по драме Йожефа Катоны «Бан Банк».
Всего лишь через год после премьеры «Бана Банка» (1861) Эркель предстает перед публикой с комической оперой «Шаролта», которая, хотя и создала соответствующее оперное оформление тогдашней народной музыки, продолжительного успеха не имела.
В двух своих следующих монументальных произведениях, в операх «Дёрдь Дожа» (1867) и «Дёрдь Бранкович» (1874) Эркель продолжает развивать свой стиль. Наряду с ариями и музыкальными формами, являющимися как бы законченными самостоятельными произведениями, большее значение в операх Эркеля приобретает речитатив.
Композитор подарил музыкальной литературе еще две оперы: «Безымянные герои» (1880) и «Король Иштван» (1885).
Эркель вписал свое имя в историю венгерской музыки не только как композитор. Будучи одним из основателей Филармонического общества и пионером высокопрофессионального преподавания музыки, Эркель в большой мере способствовал заложению основ венгерской музыкальной культуры. Его жизнь и деятельность неразрывно связаны с Музыкальной академией и Оперным театром Венгрии, в создании которых ему принадлежит ведущая роль.
На пути создания национальной венгерской оперы Эркеля ждали большие трудности. Отсутствие предшественников, традиций, зрелого венгерского стиля заставило его обратиться к иноземным образцам, и он, естественно, перенял все те формы, которые составляли сокровищницу музыкального языка оперы в первой половине XIX века. Эркель использует ставшие в Европе традиционными формы каватины, стретты, речитатива и арии. Естественно, что драматургию произведений Эркеля часто пронизывают приемы, заимствованные у Доницетти, Мейербера, Россини. Поэтому иностранные влияния заметны и в наиболее зрелых созданиях Эркеля.
Если рассматривать творчество Эркеля с этих позиций, то можно найти связь между явлениями, которые до сих пор считались разрозненными. Национальная опера Глинки «Иван Сусанин» была поставлена в Петербурге осенью 1836 года. Опера Монюшко «Галька» была закончена в канун революции, в 1847 году, а через 7 лет, в 1854 году предстала перед польской публикой. В январе 1847 года прозвучало монументальное патриотическое творение Верди «Навуходоносор». В середине прошлого века увидела свет национальная опера Сметаны «Проданная невеста». Все эти оперы питаются из одного источника: композиторы уже не довольствуются ролью «музыканта-увеселителя». Своей музыкой они служат самым передовым мыслям нации, делу народа, идеалу свободы.