Камиль Сен-Санс
Глава №106 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСвоим удивительным дарованием Сен-Санс выделяется даже среди прославившихся в истории музыки вундеркиндов. В два с половиной года он уже бойко извлекает звуки из рояля, складывая из них мелодии. Когда в дом приходит настройщик рояля и по порядку пробует струны, маленький Камилл, находясь в соседней комнате, точно называет каждый звук. Семи лет он выступает в симфонических концертах, а на репетиции серьезно отчитывает музыкантов, играющих на духовых инструментах, поскольку чрезмерно сильными звуками они «душат музыку». Десяти лет Сен-Санс дает первый самостоятельный фортепьянный концерт. По отзывам критики того времени, Сен-Санс «заставлял звучать рояль с удивительной чистотой, элегантно, выразительно и всегда господствовал над ураганом звуков многочисленного оркестра».
Четырнадцати лет он поступает в консерваторию. Своей замечательной трактовкой 48 прелюдий и фуг Баха он покоряет профессоров. Преподавать ему композицию взялся сам Галеви. К этому же периоду относится знакомство Сен-Санса с Берлиозом. Великий маэстро, обладающий беспокойной натурой, обидчивый и сам легко оскорбляющий людей, охотно проводит время в обществе Сен-Санса, к кругу друзей которого в последующие десятилетия примыкают Массне, Бизе и Делиб.
Единственный серьезный сценический успех Сен-Санса связан с оперой «Самсон и Далила». Выбор либретто был не очень удачным. В прошлом веке ряд директоров оперных театров воздерживался от постановки этого произведения, говоря, что оно представляет собой тривиальный вариант одной из историй Ветхого завета. Знаменательно, что в Англии постановку этого спектакля разрешили лишь пятьдесят лет тому назад. Впервые опера была поставлена в Веймаре Ференцем Листом, который сам дирижировал спектаклем 2 декабря 1877 года. Гениальная дирижерская постановка Листа и огромные достоинства оперы лишь дополняли друг друга. В спектакле проявились лучшие черты Сен-Санса-композитора: неисчерпаемое изобилие мелодий, сверкающая тысячью оттенков инструментовка, искусство формы, в классическом смысле этого слова, а также захватывающая драматическая фантазия.
Сен-Санс написал десять опер, но ни одна из них не снискала успеха, подобного успеху «Самсона и Далилы».
Одно лишь перечисление произведений Сен-Санса составило бы обширный список. Композитор писал музыку к драмам Софокла, Расина, Мюссе и Лаведана. Более того, он дожил до эпохи кино и не испугался этого смелого нововведения. Сен-Санс написал балет и 36 мотетов, сочинил «Рождественскую ораторию» и «Мадригал», «Праздничную кантату в честь Корнеля» и «Реквием» в память героев, которые с оружием в руках защищали свою родину от германского нашествия. Он приветствует Виктора Гюго «Гимном», а в симфониях и симфонических поэмах («Юность Геракла», «Пляска смерти», «Прялка Омфалы») развертывает блистательные оркестровые возможности. Наряду с этим Сен-Санс создает характерные этюды (а одновременно и карикатуры) в «Карнавале животных», военную музыку, квартет для струнных инструментов, импровизации для органа и бесчисленное множество песен, перекладывая на музыку стихи Гюго и Катюль-Мендеса, Оссиана и Банвиля, свой собственный текст и стихи Эрнеста Легуве. Непрерывно льются из-под его пера песенные дуэты, квартеты, хоры и самые различные иные музыкальные сочинения.