Бедржих Сметана
Глава №68 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСметана родился 2 марта 1824 года в маленьком чешском городке Литомышле. Отец его, простой ремесленник, был пламенным патриотом, страстно ненавидевшим угнетавших его родину Габсбургов.
Уже в родительском доме Сметана знакомится с идеями прогресса, революции. Частым гостем в семье был художник Антонин Махек, который рассказывал мальчику о героических традициях чешского народа. Позднее Сметана знакомится с писателем Гавличком. В течение всей жизни находят отклик в сердце композитора его поучительные слова:
«Раньше за честь и благо родины люди отдавали жизнь, мы же будем жить ради этого».
Важную роль в развитии Сметаны сыграл его родственник, педагог Йозеф Сметана, который оказал большое влияние на мальчика. Он познакомил его с историей революционных выступлений чешского народа и гуситского освободительного движения.
Картина будет неполной, если не упомянуть, что Сметана еще в юности основательно изучил народную песню и часто слушал в родительском доме камерную музыку. Отец мальчика, музыкант-любитель, собирал у себя друзей, и они исполняли наиболее простые и доходчивые произведения камерной музыки.
Сначала юный Сметана овладевает игрой на скрипке, а потом осваивает и фортепьяно. В 1843 году он заканчивает школу. К этому времени семья настолько обеднела, что молодой музыкант входит в самостоятельную жизнь, по существу, не имея никакой материальной поддержки. Для Сметаны начинаются тяжелые дни: голод, нищета ... Он готов приняться за любую работу, Но возможностей ее не представляется. Наконец, ему оказывает поддержку директор пражской консерватории Киттль. Он замечает, что юный «любитель», не имея за плечами систематического музыкального образования, уже является выдающимся художником, которого ждет блестящее будущее.
Живя в Праге, Сметана, благодаря случаю, встречается с выдающимся музыковедом, восторженным приверженцем и знатоком народного искусства Прокшем, который в числе первых разрабатывал историю чешской музыки.
Теперь перед Сметаной открылась возможность познакомиться с теми многовековыми традициями, на которых должна строиться чешская национальная музыка. Композитор узнает имя Черногорского, среди учеников которого были такие светила, как великий реформатор оперы — Глюк. Знакомится он и с деятельностью «династии» Бенды. Плеяда музыкантов, известных под именем Бенда, в значительной мере повлияла на формирование стиля инструментовки, вокала, сцены и камерной музыки XVIII века. Сметане становятся известными традиции таких больших мастеров, как Штамитц (1717—1757) и Рихтер (1709—1789). Эти два выдающихся композитора, возглавлявшие знаменитую маннхеймскую школу, поистине дали новое направление истории европейской музыки.
В последующие годы кругозор Сметаны еще более расширяется. Ему становится ясно, что чешская музыка достигнет нового расцвета, лишь если впитает в себя элементы народного творчества, преобразовав их затем в профессиональную музыку. За примерами далеко ходить не приходится. К этому времени Шкроуп (1801 — 1862) уже написал первую чешскую музыкальную драму «Мурилыцик», да и в хоровой музыке один за другим появились новые мастера, искавшие своеобразные, национальные сокровища чешской музыки.
Все более основательно изучая прошлое страны, народное искусство, Сметана наряду с этим глубоко увлекается новыми революционными идеями в музыке, которые проповедует Ференц Лист. С воодушевлением и усердием изучает он произведения великого венгерца и музыку Берлиоза. Коренным образом меняется и образ жизни композитора. В эти годы Сметана был домашним учителем в доме графа Туна. Это была не столько педагогическая работа, сколько непосильный, подневольный труд. С утра до вечера ему приходилось заниматься с сыном графа, и для собственных занятий, для сочинения музыки времени у него почти не оставалось.
Сметана покидает дом графа и решает встать на собственные ноги. Смелому начинанию благоприятствует и историческая обстановка. В Европу пришла весна народов — 1848 год. Сметана душой и телом присоединяется к чешским революционерам. Он принимает участие в уличных боях и пишет два значительных произведения революционной поры: хор «Песнь свободы» и симфоническое произведения «Приветственная увертюра».
После поражения пражской революции габсбургские приспешники преследуют Сметану. Против него возбуждают судебное дело. В конце концов композитор вынужден эмигрировать. Во время своего заграничного путешествия Сметана знакомится с Ференцем Листом. Пожалуй, лучше всего освещает отношения Листа и Сметаны цитата из работы замечательного советского музыковеда Мартынова:
«Знакомство с листовскими поэмами помогло Сметане познать могущество музыки как средства выражения определенного идейного содержания. Сметана понял, что симфоническая музыка может стать могучим оружием борьбы за идеи чешского возрождения. Со временем он в своем замечательном цикле «Моя родина» показал мастерское владение этим оружием».
Лист, пожалуй, был одним из первых, кто обратил внимание Сметаны на важность комической оперы, направив таким образом молодого композитора по пути создания выдающегося произведения классики, оперы «Проданная невеста».
В 1859 году Габсбурги понесли тяжелое военное поражение на равнинах Ломбардии. Объединенные силы Франции и Пьемонта вынуждают их отступить. Свободный ветер поднялся и в Чехии. Сметана знает, что его место на родине. В 1861 году он возвращается домой и сразу же с огромной энергией окунается в музыкальную жизнь и организационную деятельность: преподает, пишет музыку, руководит оркестром, выступает на концертных подмостках как пианист-исполнитель, пишет критические статьи. Вместе с друзьями он создает временный театр, где ставится целый ряд музыкальных пьес, как, например, оперы «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», принадлежащие перу Сметаны.
Мы находим композитора всюду, где надо бороться за национальную культуру, за грядущее отчизны, за народ. Он в первых рядах борцоь за национальный театр, активный поборник объединения деятелей искусств Чехии, избравших своим знаменем обновление литературы, музыки и изобразительного искусства.
Кроме того Сметана пишет и новые музыкальные пьесы («Либуше», «Виола», «Чертова стена»). Из его опер наибольшим успехом пользовалась «Проданная невеста». Причина ее мировой славы, — мы вновь обращаемся к работе Мартынова, — кроется в том, что «фантазия Сметаны питалась живительными родниками народного творчества, была обогащена великолепным знанием народного быта. Сметана сумел создать такие мелодии, которые стали народными. Музыка отличается простотой и безыскусственностью. Но это простота большого мастера, безошибочно отбирающего нужный материал и умеющего извлечь из него все возможное».
Через восемь лет после прошедшей с большим успехом премьеры «Проданной невесты» композитора постигло несчастье: он потерял слух и поэтому вынужден был совершенно отойти от общественной деятельности. Но Сметана не прекращает борьбы. Он продолжает творить. В этот период создается большой симфонический цикл — «Моя родина», состоящий из шести частей, в котором слушателя ведут по чешской земле, по миру народных былин и истории чешского народа.
Это большое симфоническое произведение возникло в 1874—1879 годах, то есть в то время, когда угнетатели Габсбурги, оправившись от ударов революции и проигранных войн (Сольферино, Кёниггрец), укрепили свои позиции во всей австрийской монархии и усилили колониальный гнет. Шедевр Сметаны, возрождая национальное прошлое, воскрешая память предков, служил национальной идее и — что в то время было однозначно ей — идее свободы. Для успеха одной из симфонических поэм цикла «Влтава» характерны строки, написанные в то время: «Долго не смолкающими, бурными аплодисментами было встречено это произведение, автора не отпускали с подмостков, и только позднее время помешало тому, чтобы эта подлинная жемчужина нашей отечественной музыкальной литературы была повторена по общему желанию слушателей».
Для того, чтобы истинное содержание цикла «Моя родина» было понятно всякому, Сметана позаботился о том, чтобы патриотическая направленность произведения стала доступна даже менее восприимчивому в музыкальном отношений слушателю. К заключительной части цикла, «Бланик», композитор написал следующее введение:
«Герои гуситских войн спят в недрах зеленой горы Бланик. Вокруг них расстилаются мирные луга, по которым бродят стада, ветер разносит звуки пастушьей свирели. На чешской земле воцаряются нужда и горе, и кажется, что никто уже не придет на помощь народу. Но в самый трудный час пробудятся от сна богатыри Бланика, выйдут из глубоких недр и бросятся в бой за свободу родной Чехии. Они победят в этой борьбе, вернут народу утраченное счастье, похищенную свободу. И больше никто никогда не отнимет у народа это счастье и волю».Имя Бедржиха Сметаны сияет вместе с именами Глинки, Моню- шко, Ференца Эркеля. Всем своим творчеством он служил делународа. Его цикл «Моя родина» оживляет традиции освободительной борьбы предков. Комическая опера «Проданная невеста» отражает добродушие, силу, непоколебимый оптимизм чешского народа. «Жизнь чехов — в музыке!» — говорит Сметана при заложении первого камня во время строительства пражского Национального театра. Творения композитора, заключившего народную музыку в самые благородные рамки профессиональной музыки, позволили сохранить чешский песенный фольклор и способствовали росту национального самосознания.