Иван Иванович Дзержинский
Глава №64 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИван Иванович Дзержинский родился 9 апреля 1909 года в Тамбове. Затем семья переезжает в Москву, где он начинает систематически заниматься музыкой. Игру на фортепьяно ему преподает профессор М. Гнесин. В 1929 году он поступает в Ленинградскую консерваторию, где занимается композицией у профессора Рязанова. В 1934 году Дзержинский кончает консерваторию. К этому времени узы доброй дружбы связывают его с выдающимся композитором Борисом Асафьевым, одним из крупнейших деятелей в области музыковедения.
Асафьев видел замечательные способности молодого человека, но видел и «опасности», скрытые в его даровании. Дело в том, что Дзержинский — прекрасный пианист и удивительно одаренный импровизатор. Неоднократно он импровизирует даже на концертных подмостках. Способность сочинять «на ходу» мешает ему творить в духе строгого музыкального построения, в духе больших музыкальных форм. Импровизация привязывает композитора к одному инструменту и невольно ведет к созданию попурри из слабо связанных между собою тем, обрывков мелодий.
Руководя Дзержинским, Асафьев помогает ему — после создания нескольких небольших произведений — придти к подлинно крупной теме, к «Тихому Дону». Опера была написана в 1932—1935 годы. Несмотря на молодость Дзержинского в опере уже проявляются главные черты его дарования: мелодии широкого размаха, простые, но полные сил гармонии, насыщенные чувством речитативы, реалистический стиль изображения. Зрители тепло встретили оперу Дзержинского, но это не значит, что не было и критических голосов. Среди них первый принадлежит Шолохову. И хотя великий мастер прозы признал незаурядные способности молодого композитора, он тем не менее упрекнул создателя оперы в том, что Дзержинский не углубился в достаточной мере в изучение того края, людей, природы, которые служили темой оперы.
Спор, возникший между писателем и композитором, завершился замечательным результатом. Дзержинский решил: прежде чем приступить к написанию новой оперы, он поедет к Шолохову в станицу Вешенскую и там будет работать над второй своей оперой «Поднятая целина». Премьера новой оперы состоялась 23 октября 1937 года. Успех был еще больше, чем «Тихого Дона». Вняв советам великого писателя, Дзержинский сумел глубоко проникнуть в жизнь крестьян, которые живут, работают, любят и ненавидят в «Поднятой целине». Композитор выработал даже новый стиль. Суть этого стиля — отказ от вокальных ансамблей. Дзержинский считает, что одновременное пение двух, трех или четырех действующих лиц, причем пение ими часто прямо противоположных текстов, несовместимо с реалистическим способом изображения в советской опере. Правда, великие мастера-классики дают много примеров использования в своих операх вокальных терцетов, квартетов и даже секстетов, но опера XVIII —XIX веков имела другие функции. Советская опера XX века, считает Дзержинский, должна действовать мобилизующей силой, эмоциональной насыщенностью, убеждаюшим реализмом, а вовсе не виртуозным обращением с музыкальными формами. В соответствии с этим Дзержинский пишет свои дуэты так, что две партии лишь примыкают одна к другой, но никогда не покрывают друг друга.
В 1938 году композитор едет в Сибирь. Здесь он собирает музыкальный материал для оперы «Волочаевские дни», воскрешающей героическую борьбу сибирских партизан против интервентов и белогвардейцев.
Основные произведения Дзержинского: «Русская увертюра», два концерта для фортепьяно с оркестром, несколько фортепьянных пьес, «Поэма о Днепре», «Весенняя сюита», прелюдии, много песен, в том числе на слова Симонова, а также оперы — «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Волочаевские дни», «Гроза» и «Кровь народа» (героическая музыкальная поэма о партизанской войне).