Дмитрий Борисович Кабалевский
Глава №60 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюД. Б. Кабалевский родился 30 декабря 1904 г. в Петербурге, где и провел детские годы. Шести лет он начинает играть на фортепьяно — по слуху, но систематической учебы ему пришлось ждать еще целых шесть лет. В 1918 году семья Кабалевских переезжает в Москву, и здесь, наконец, мальчик поступает сперва в музыкальное училише имени Скрябина, позднее в Московскую консерваторию, где занимается по классу фортепьяно у Гольденвейзера и по классу композиции у Н. Мясковского.
В 1930 году, 26-ти лет, Кабалевский уже был мастером в полном смысле слова.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны Кабалевский пишет кантату «Родина великая». Немного позднее, в творческом содружестве с Евгением Долматовским, он создает кантату «Народные мстители», прославляя в ней героев Отечественной войны. Поэт Долматовский и композитор Кабалевский пишут эту кантату, находясь на фронте. Также во время войны композитором была создана опера «В огне» (эпос героической защиты отечества), а затем, в 1947 — 50 годы — «Семья Тараса». Эта опера тоже посвящена борьбе, которую вели советские патриоты против фашистских захватчиков.
Композиторская деятельность Кабалевского весьма многообразна: он написал два балета, оперы «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), «В огне», «Семья Тараса» и «Никита Вершинин», музыку к пьесам Шекспира, Шеридана и Флобера, с успехом создавал музыку к кинофильмам. Но особенно широко известны его произведения для хора. Помимо упомянутых выше кантат укажем на «Симфонию для хора» и «Реквием» в память о Ленине.
Концерт Кабалевского для скрипки с оркестром играют во всех уголках мира. Также широко известны его фортепьянные произведения: прелюды, сонатина, написанные в годы юности, и легкие пьесы для фортепьяно, написанные для детей. Кабалевский пользуется широкой международной славой, и один из выдающихся деятелей западного музыковедения, Абрахам Джеральд, посвятил его творчеству обстоятельную работу.
Ведущей идеей, направляющей стиль Кабалевского, является мелодия. Кабалевский — мелодический художник, поэтому понятно, что в ходе всего своего творчества он изучает русскую, белорусскую, а затем и украинскую народную музыку. Если к этому ведущему в его творчестве элементу добавим, что замечательный художник никогда не забывал о великих русских традициях — наследии Мусоргского, Бородина, Чайковского и Скрябина, то перед нами во весь рост встает многогранный талант, который всегда прислушивается к биению пульса современной жизни, следит за самыми актуальными проблемами, и в то же время ни на миг не забывает великих традиций русской музыки: идти во главе передовых течений, но всем сердцем, всей душой откликаться на мощные звуки народной музыки.