Стравинский. «История солдата»
Глава №52 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюБалетная пантомима, читаемая, играемая и танцуемая, в двух действиях. Либретто Рамюза на сюжет сказки о беглом солдате и черте.
Премьера — 28 сентября 1918 г. в Лозанне.
Действующие лица: Чтец; Черт; Солдат; Принцесса.
(По замыслу автора спектакль следует ставить под открытым цебом или на базарной плошади. Поэтому декорации и реквизит очень просты, почти примитивны. На одной стороне сцены сидит чтец. Перед ним стол, на столе бутылка вина, стакан и рукопись. На другой стороне размешается оркестр: скрипка, контрабас, кларнет, фагот, пистон, фанфара и барабан.)
Действие первое
Солдат получил две недели отпуска и идет домой. В дороге он останавливается отдохнуть на берегу ручья, наводит порядок в вещевом мешке, вынимает оттуда бережно хранимое сокровище -- скрипку — и начинает играть. Появляется черт в образе старика й предлагает солдату сделку: он купит у солдата скрипку и даст за нее деньги или волшебную книгу, которая ценнее всякого золота.
Сделка заключена. Но черту нужно три дня, чтобы научиться играть на скрипке и, в свою очередь, научить солдата пользоваться волшебной книгой.
Три волшебных дня — это целые три года. Когда солдат возвращается в родную деревню, его никто не узнает.
Тогда черт является солдату в образе бродячего торговца и запоминает ему о волшебной книге, которая в одну минуту может сделать его богатым. Солдат обращается к волшебной книге, становится богачом, но скрипки своей забыть никак не может.
Черт появляется и в третий раз, приняв теперь обличье старухи. Он держит в руках скрипку. Солдат в исступлении хватает скрипку. Но все напрасно. Проданный, покинутый инструмент остается нем.
В ярости солдат бросает скрипку и рвет в клочья волшебную книгу.
Теперь у него больше нет ничего.
Он вновь может начать свои странствия. Он снова стал бедным солдатом, у которого нет ни кола, ни двора.
Действие второе
Дочь короля больна. Король извещает, что тот, кто сумеет вылечить принцессу, получит ее в жены. Солдат тоже идет во дворец к больной принцессе, где он снова оказывается лицом к лицу с чертом. Сейчас черт, выдающий себя за знаменитого скрипача, стоит в окружении с восхищением взирающих на него вельмож.
На этот раз солдату удается перехитрить черта. Он напаивает его допьяна, вырывает у него из рук скрипку, и от волшебных звуков его игры принцесса выздоравливает.
Черт бросается на своего противника, но солдат и теперь справляется с ним. Он начинает играть на скрипке веселый танец, и черт, вместо того, чтобы бороться с солдатом, начинает плясать.
Но тоска по родине все сильнее одолевает солдата. Он отправляется домой, но не один, а берет с собой и принцессу. Однако у околицы села их поджидает черт. Он вырывает у солдата скрипку и начинает играть на ней странный, иронически звучащий марш, под звуки которого солдат марширует прямо в ад.
Автор либретто Шарль Фердинанд Рамюз (1878 — 1947), известный швейцарский писатель. Он рос и воспитывался в Лозанне, где его отец занимался торговлей колониальными товарами. В двенадцать лет мальчика отправили учиться в Париж, где он и провел ученические годы. Встреча с этим городом сделала из него человека, мрачно мыслящего и потерявшего иллюзии. С большим трудом добивается Рамюз успеха в жизни. О нем начинают говорить лишь в 1917 году, когда из печати выходит его роман «Лечение болезней». Его полнокровный, часто грубоватый стиль, который многие критики называли антихудожественным, принес ему много сторонников и много противников.