Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка»
Глава №18 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКомическая опера в трех действиях. Либретто Мусоргского по одноименной повести Н. В. Гоголя.
Первая постановка (в обработке Кюи) состоялась после смерти композитора, 26 октября 1917 года в Петрограде.
На сценах различных государств эта опера ставится в редакции различных композиторов: Шахновского, Кюи, Черепнина и Шебалина. В Советском Союзе опера шла в редакции В. Шебалина.
Действующие лица: Черевик, крестьянин — бас; Парася, его дочь, падчерица Хиври — сопрано; Хивря, жена Черевика — меццо-сопрано; Грицько, молодой парубок — тенор; Афанасий Иванович, попович — тенор; Кум — бас-баритон; Цыган — бас; Чернобог — бас.
Действие происходит на Украине в начале XIX века.
Действие первое
В местечке Сорочинцы шумит веселая ярмарка. Парубки, девушки, старики, цыгане выбирают товары. Пришел на ярмарку и Черевик с дочкой Парасей. Он хотел бы продать старую кобылу и пшеницу.
Пока отец занят делами, Парася с интересом смотрит на происходящее вокруг: она внимательно слушает рассказ старого цыгана о «красной свитке», которую разыскивает сам черт в образе страшной свиной рожи. Но интереснее сказки слова, которые нашептывает девушке щеголеватый, красивый парубок Грицько. Конечно, это признание в любви... Появляется Черевик и сначала грубо набрасывается на Грицька. Однако узнав, что парубок — сын его старинного товарища, смягчается и соглашается отдать ему в жены свою дочь. Но в честь предстоящей свадьбы надо же немножко выпить... И они так усердно пьют за здоровье друг друга, что потом едва могут добрести домой. Грицько провожает до ворот свою невесту и будущего тестя. Хивря, узнав, что Черевик просватал Парасю за Грицька, приходит в ярость. Грицько, который стоял под окном, слышал, как она бранит Черевика. Появляется старый цыган и обещает парубку все устроить.
Второе действие
В хате кума, где остановился Черевик, все идет неладно. Только он уснул, как жена, Хивря, будит его, чтобы спровадить из дому. Дело в том, что она ожидает своего дружка, поповича Афанасия Ивановича. Хивря затевает с мужем ссору, которая продолжается до тех пор, пока бойкая супруга не выпроваживает Черевика на улицу. Теперь путь поповичу открыт. Но не тут-то было! Черевик, получив в шинке новую порцию храбрости, возвращается домой, но не один, а с подкреплением, состоящим из Грицько, кума и старого, хитроумного цыгана.
Все взволнованы слухами, что на ярмарке бродит черт со свиным рылом, разыскивающий среди товаров свою красную свитку. Чтобы разогнать страх, все пьют и, развеселившись от вина, запевают песни, а Черевик, расхрабрившись, приглашает красную свитку в гости. Все пугаются его дерзости, но поскольку никто толком не знает, в чем дело, кум подробно рассказывает историю черта и красной свитки. Он едва успевает закончить, как в окно просовывается страшная свиная морда. Все вскакивают в безумном испуге. Попович падает с палатей, что еще больше усиливает переполох. Наконец, Черевик, натянув на голову горшок вместо шапки, выбегает из хаты, а за ним и все остальные.
Действие третье
Картина первая. Обезумевшие от страха Черевик и кум бегут по улице. Их нагоняют предводительствуемые цыганом парубки, обвиняют в краже, связывают и убегают.
Подошедший Грицько обещает освободить Черевика при условии, что тот выдаст за него замуж Парасю. Черевик обещает ему завтра же справить свадьбу и, радостный, отправляется домой. Грицько же усаживается под деревом и предается мечтам. Постепенно он засыпает и видит страшный сон: разнузданный праздник чертей, ведьм, огненных змей. Но звучит первый удар утреннего колокола, и вся эта нечисть разбегается, Грицько же просыпается.
Картина вторая. Солнечное утро. Из хаты выходит Парася. Она тоскует о Грицьке, но веселый солнечный день разгоняет ее грусть, она запевает веселую песню и, увлекшись, начинает пританцовывать в такт ей. Подходящий к дому Черевик любуется дочерью и начинает приплясывать вместе с нею. Приходят Грицько, кум и целая толпа девчат и парубков. Черевик провозглашает, что выдает дочь замуж за Грицька и тут же, пользуясь отсутствием Хиври, благословляет молодых. Подошедшая вскоре Хивря, узнав в чем дело, приходит в ярость и начинает браниться, но цыган с парубками под общий смех уносят ее. Все поздравляют влюбленных и с пением и плясом уходят.
Автор повести, по которому было написано либретто, Н. В. Гоголь (1809-1852) родился на Украине. Он начал свое литературное поприще стихами в романтическом духе, но потерпел неудачу. Под влиянием творчества Пушкина, особенно его драмы «Борис Годунов», Гоголь порывает с романтизмом и переходит к реализму. В 1831—32 годах выходит сборник рассказов Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», восторженно встреченный читателями.
В конце 1835 года была закончена комедия «Ревизор», сюжет которой был предложен Гоголю Пушкиным. Комедия «Ревизор» — сатира, беспощадно бичевавшая «свиные рыла» крепостнического общества, как говорил сам Гоголь. В 1837 году Гоголь уезжает за границу и поселяется в Риме, где начинает работу над своим великим произведением — «Мертвыми душами». В 1842 году «Мертвые души» выходят в свет. Эта книга — потрясающая панорама царской России, насквозь прогнившего крепостного строя, уродливой жизни помещиков, и рядом с нею — жизни крестьян, нищей, голодной, полной невзгод. «Мертвые души» произвели на читателей огромное впечатление. Они «испугали» (Гоголь) и «потрясли» (Герцен) всю Россию. Как и после появления «Ревизора», разгорается борьба за и против Гоголя.
Вскоре после этого в творчестве Гоголя произошел глубокий идейный кризис, который находит отражение и в произведениях писателя, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» и во втором томе «Мертвых душ».
Несмотря на это, автор «Ревизора», «Мертвых душ», «Шинели», «Тараса Бульбы» — один из великих писателей XIX века, писатель, который наметил путь развития новой русской литературы. Его стиль, способность остро и критически подмечать явления действительности, зорко вглядываться в характерные черты людей, созданные им бессмертные типы оказали влияние не только на русскую литературу. Лучшие творения великого русского сатирика создали писателю широкую популярность не только в России, но и далеко за ее рубежами. Мировое значение гоголевского творчества определяется новизной и своеобразием того вклада, который внесен великим национальным художником слова в сокровищницу мирового искусства.