Александр Сергеевич Даргомыжский
Глава №11 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДаргомыжский родился в Туле в семье помещика Смоленской губернии, в 1812 году бежавшей в Тулу от наполеоновских полчищ. Образование мальчик получил в Петербурге, где еще на шестом году своей жизни обратил на себя внимание воспитателей удивительным слухом и восторженной любовью к музыке. Он учится играть сначала на фортепиано, а затем на скрипке. В 11 лет Даргомыжский уже сочиняет музыку. В восемнадцатилетнем возрасте, согласно обычаю, принятому в дворянских семьях, он поступает на государственную службу. Даргомыжский великолепно играет на рояле, из-под его пера непрерывным потоком льются романсы, которые имеют большой успех в дворянских салонах.
Осенью 1833 года в жизни Даргомыжского происходит решительный поворот: он знакомится с Глинкой. Хотя Даргомыжский был на девять лет моложе Глинки, но они сразу же понимают друг друга. Они оба ищут в музыке русский дух, национальный характер и выразительность, достойную рус кой литературы. Глинка не только поощряет юного музыканта, но и учит его. Между прочим, он передает ему книги, которыми пользовался в Германии, расширяя свое музыкальное образование. Ознакомившись с ними, Даргомыжский сразу же пытается использовать приобретенные знания и сочиняет оперу «Эсмеральда» по либретто, написанному когда-то Виктором Гюго на основе собственного романа «Собор Парижской богоматери» для французского композитора Бертена. Однако Императорский оперный театр не принял «Эсмеральду» к постановке, и композитору пришлось десятки лет дожидаться, прежде чем он увидел свое первое значительное произведение на сцене. Этот отказ, естественно, расстроил Даргомыжского, но новые планы вскоре заставили его забыть неудачу. На этот раз он обращается к драматическому стихотворению Пушкина «Торжество Вакха». Сначала он пишет на эту тему кантату, затем оперу-балет. Это произведение также не имело успеха и было поставлено на сцене лишь за два года до смерти композитора.
1844 и 1845 годы Даргомыжский проводит в Париже. В интересных письмах он рисует живые картины жизни французской столицы того времени, рассказывает о парижской музыкальной жизни, выражает революционные по духу мысли.
16 мая 1856 года на сцене Мариинского театра в Петербурге было поставлено одно из лучших произведений Даргомыжского — опера «Русалка», либретто которой было написано по мотивам драмы Пушкина чрезвычайно близко к оригинальному тексту. Музыкальная критика справедливо отмечала, что хотя в «Русалке» кое-где еще слышатся отголоски итальянской оперы, все же большую часть ее составляют новые, свежие созвучия, прежде всего мелодические речитативы, необычайно гибкие ритмы которых были подсказаны композитору русским стихом.
Но, пожалуй, еще большее значение, чем «Русалка», имеет песенное творчество Даргомыжского тех лет. Сжатость, балладная напряженность, исключительная простота и совершенно новый звуковой колорит характеризуют его романсы, которые уже прокладывают путь к создавшим целую эпоху вокальным шедеврам композитора следующего поколения — Мусоргского.
В 1864 году Даргомыжский вновь едет за границу и, хотя везет с собой несколько замечательных симфонических произведений, не находит поддержки ни во Франции, ни в Германии. Правда, в Бельгии, где уже побывал Цезарь Кюи, его принимают с распростертыми объятиями и, как сообщает музыкальная критика того времени, с энтузиазмом приветствуют «Бабу-ягу» и «Чухонскую фантазию».
По возвращении из своей триумфальной поездки по Бельгии, Даргомыжский сближается с «Могучей кучкой», которая признает друга и соратника Глинки, наряду с В. В. Стасовым, своим духовным вождем.
В этой дружеской атмосфере Даргомыжский создает новое произведение, которое в истории русской музыки с полным правом называют библией новых русских музыкальных стремлений, — «Каменного гостя». Новую оперу Даргомыжский опять пишет на пушкинскую тему, блестящую вариацию известной легенды о Дон-Жуане. Даргомыжский пробует, как он сам пишет, «дело небывалое: пишу музыку на сцену «Каменного гостя» так, как она есть, не изменяя ни одного слова». Музыка Даргомыжского — побег от древа пушкинского текста. В этой опере нет арий, нет вокальных «вставок», нет звучных, эффектных ансамблей и финалов. Это музыкально-драматический речитатив, гениально, но послушно воспроизводящий текст великого поэта, драматическую и психологическую действительность. У некоторых может возникнуть мысль, что опера Даргомыжского напоминает революцию, которую произвели в оперном искусстве Глюк или Вагнер. В действительности же концепция оперы у Даргомыжского диаметрально противоположна вагнеровской. У Вагнера вокальные партии встроены в тесно сплетенные полифонически построенные доминирующие партии о кестровых инструментов. Даргомыжский же отдает первенство вокальной декламации, выросшей из интонаций русского языка. Аккомпанирующий оркестр служит для вокальной партии скромным, но характеризующим ее фоном.
«Каменный гость» был поставлен на сцене лишь через три года после смерти композитора, 28 февраля 1872 года. Успеха эта опера не имела, вызвав лишь удивление. Все чувствовали, что на сцене появился необыкновенный гений. Но опера была настолько непривычна, настолько смела, что публика, с ее средним вкусом, не смогла оценить ее по достоинству.
Даргомыжского постигла печальная судьба гениев-новаторов, он почти не знал успеха, и лишь история музыки и последующие поколения отдали ему должное. Полная выразительности и драматической правды музыкальная декламация, использование мелодических речитативов стали необходимым средством всех тех, кто после Даргомыжского работал над созданием русской оперы. Творчество Даргомыжского подобно широкой лестнице, по которой шествовали к бессмертию такие композиторы, как Мусоргский, Бородин, Чайковский и Римский-Корсаков.
Помимо произведений, о которых шла речь выше, Даргомыжский оставил после своей смерти несколько музыкально-драматических отрывков («Мазепа» и «Рогдана»), пьесы для двух фортепиано, замечательные романсы, вокальные дуэты, трио, квартеты и хоры.