София Губайдулина (Sofia Gubaidulina)
30.12.2010 в 15:12.Родилась в Чистополе (Татарская АССР) 24 октября 1931 в интеллигентной татарско-русской семье; музыке обучалась в училище и консерватории в Казани. После окончания Казанской консерватории в 1954 (класс композиции А.С.Лемана, класс фортепиано Г.М.Когана) поступила в Московскую консерваторию, которую окончила в 1959 по классу композиции Н.И.Пейко, и затем занималась в аспирантуре у В.Я.Шебалина. До начала 1990-х годов жила в Москве на положении «свободного художника»; в 1969–1970 работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки; сотрудничала с разными киностудиями. С начала 1990-х годов живет в Германии. Лауреат ряда иностранных и российских премий, почетный член берлинской Академии искусств.
Обычно Губайдулину помещают в «первой тройке» советского авангарда 1960–1980-х годов, сразу вслед за Э.Денисовым и А.Шнитке. Первым представительным ее сочинением стала кантата "Ночь в Мемфисе" для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968). В дальнейшем она отдавала предпочтение инструментальным формам сравнительно небольших масштабов, часто с оригинальным составом инструментов (исключением является большая симфония в 12 частях под названием "Слышу... Умолкло...", 1986). С конца 1980-х годов в ее творчестве вновь появляются вокально-инструментальные композиции; в их числе "Аллилуйя" для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990; кантата "Из Часослова" на стихи Р.М.Рильке, 1991; кантата "Теперь всегда снега" на стихи Г.Айги (1993) и одна из последних работ – масштабные "Страсти по Иоанну" (2000), написанные по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И.С.Баха.
Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций; ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению. Характерные черты почерка Губайдулиной – высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому. По ее собственным словам, музыка 20 в. «часто обращается к нематериальным процессам, доходя порой до порога молчания».
Энциклопедия Кругосвет
Произведения
- 5 этюдов для арфы, контрабаса и ударных (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 14:33)
- 7 последних слов Христа (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 14:41)
- Концерт для фагота и струнных (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 13:33)
- Мираж: Танцующее солнце (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 14:04)
- Музыка для клавесина и ударных (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 14:22)
- Ночь в Мемфисе (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 13:27)
- Рубайят (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 14:14)
- Соната для 2-х фаготов (Губайдулина) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 13:52)
Публикации
- «Конкордия» — фестиваль премьер (belcanto.ru) (29.11.2018 в 23:41)
- В Казани завершился фестиваль «Конкордия» (belcanto.ru) (09.12.2015 в 19:08)
- Интервью с Сергеем Скрипкой (belcanto.ru) (03.09.2014 в 21:39)
- Люцернский фестиваль — 2012 и его этуали (belcanto.ru) (07.10.2012 в 12:46)
- Завершился Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль (belcanto.ru) (02.10.2008 в 19:35)
- София Губайдулина: «Вдохновение приходит, как только исчезает озабоченность» (belcanto.ru) (08.02.2007 в 17:19)
- Музыка Софии Губайдулиной в Америке (belcanto.ru) (24.07.2003 в 13:34)
- Фестиваль Софии Губайдулиной (belcanto.ru) (06.03.2003 в 14:59)