Гомофония
12.01.2011 в 23:57.Как специальный термин это слово употребляется совсем не часто. Но ничего нет более распространенного в окружающей нас "музыкальной среде", чем гомофония. Однозвучность, одноголосие, единогласие — так оно буквально переводится с греческого. Но для того, чтобы понять реальное значение понятия гомофонии, нужно сопоставить его с двумя другими греческими словами: "монодия" и "полифония". Монодия — это одноголосная мелодия. Как видите, формально гомофония и монодия — синонимы. Иногда (редко) именно в таком значении термин гомофония и употребляется.
Посмотрим на него с другой стороны — как на антоним слову "полифония". В полифонии (буквально — многоголосии) важно не само по себе наличие нескольких голосов, а их полное равенство. А вот многоголосие, где голоса не равны между собой, где есть главный и подчиненные, — это и есть гомофония в том понимании, которое закрепилось в последние два — три века.
Мелодия с аккомпанементом — так просто и так понятно, что, кажется, и не нужно еще специальное слово. Но это сейчас так может казаться, когда гомофония стала совершенно обычным, заурядным явлением. Трудно поверить, но было время, когда лет 250 тому назад гомофония стала крупнейшим, революционным завоеванием, пришедшим на смену полифонии. Воспринимаемая намного легче, чем полифония, гомофония надолго завоевала господствующее положение в музыке. Что же касается полифонии, то она, конечно, не исчезла и используется композиторами как одно из важнейших средств музыкальной выразительности.
М. Г. Рыцарева