Рейнгольд Глиэр
25.12.2010 в 23:01.«Кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика», – эти слова Сергея Сергеевича Прокофьева прекрасно описывают историческую роль Рейнгольда Морицевича Глиэра. В творчестве его очевидны традиции русской музыкальной классики с ее вниманием к мелодическому началу, и эту традицию он принес в музыку советского периода, оказав влияние не только на развитие русской музыки в ХХ столетии, но и на становление национальной академической музыки в Узбекистане и Азербайджане.
Рейнгольд Глиэр появился на свет в Киеве, куда родители его приехали из Саксонии. Отец – музыкальный мастер – рассчитывал, что сын унаследует его профессию, но игра на музыкальных инструментах интересовала мальчика гораздо больше, чем их ремонт. Тайком от отца десятилетний Рейнгольд брал уроки игры на скрипке. В пятнадцатилетнем возрасте вопреки отцовской воле он стал студентом музыкального училища, где обучался под руководством Отакара Иосифовича Шевчика.
В 1892 году в Киев прибыл Петр Ильич Чайковский. Глиэр побывал на концерте, где прославленный композитор дирижировал своей увертюрой «1812 год», более того, Рейнгольду удалось пообщаться с Петром Ильичом. Эта встреча произвела такое впечатление на юного музыканта, что он твердо решил стать композитором. Он обучался композиции у Евгения Августовича Рыба и Михаила Михайловича Сикарда. В 1894 году Глиэр стал студентом консерватории в Москве. Его наставниками были скрипач Николай Николаевич Соколовский, композиторы Сергей Иванович Танеев, Антон Степанович Аренский, Георгий Эдуардович Конюс и Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. В круг его общения входили Александр Николаевич Скрябин и Сергей Васильевич Рахманинов. Завершив учебу в 1900 году, Глиэр был уже создателем Симфонии № 1 и ряда камерных произведений. В том же году он создал оперу-ораторию «Земля и небо».
Глиэр регулярно посещал собрания Беляевского кружка, где бывали Николай Андреевич Римский-Корсаков, Анатолий Константинович Лядов, Цезарь Антонович Кюи, Александр Константинович Глазунов и другие композиторы и музыканты. С 1901 года он преподавал в открытой сестрами Гнесиными музыкальной школе.
С 1905 года Глиэр некоторое время жил в Германии, где обучался у дирижера Оскара Фрида и продолжал создавать музыку. Дирижерский дебют Глиэра состоялся в 1909 году в Киеве, а в следующем году он дирижировал премьерой своей Второй симфонии. В последующие годы были написаны новые симфонические сочинения – Симфония № 3, имеющая программное заглавие «Илья Муромец», поэма «Сирены». С 1913 года Глиэр преподавал композицию в консерватории, незадолго до того основанной в Киеве, а вскоре возглавил ее, будучи избранным на должность директора.
В 1920 году педагогическая деятельность Рейнгольда Морицевича продолжилась в Москве. Кроме преподавания в училище Гнесиных и консерватории он работал с хором студентов Коммунистического университета трудящихся Востока. Непосредственное соприкосновение с Востоком произошло в 1923 году, когда композитор посетил Баку и на основе азербайджанского музыкального фольклора создал оперу «Шахсенем» (она была завершена в 1925 году). Важным событием творческого пути стало создание «Красного мака», поставленного в 1927 – это был первый отечественный балет на современный сюжет.
Глиэр интересовала музыка разных народов СССР – так, в «Торжественной увертюре» (1937) наряду с русскими мелодиями звучат украинские, азербайджанские и узбекские. В том же году был написан Героический марш Бурят-Монгольской АССР. Украинские интонации воплощены в симфонической поэме «Заповіт», созданной в 1939 году. С народной музыкой Узбекистана композитор особенно близко познакомился, когда побывал в Ташкенте, занимаясь подготовкой декады узбекского искусства в Москве. В результате в 1940 году родилась увертюра «Ферганский праздник».
Первое обращение Глиэра к жанру инструментального концерта относится к 1938 году, когда был создан Концерт для арфы, но вершиной его творчества в этой области считается Концерт для голоса. Написанный в 1943 году, он воплотил в себе всё то, что волновало композитора и его соотечественников в то время – и страдания, принесенные войной, и веру в грядущую победу. Другое значительное сочинение военных лет – Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов.
В послевоенные годы были написаны концерты для валторны, а также для виолончели. В 1949 году композитор вновь обратился к узбекскому фольклору, создав оперу «Гюльсара». В том же году был впервые представлен его «Медный всадник». Один из номеров этого балета – «Гимн великому городу» – сразу же обрел особую популярность. Следующий балет – «Тарас Бульба» – Глиэр завершил в 1952 году. Он продолжал и преподавать, и концертировать в качестве дирижера. Последний раз он дирижировал оркестром в 1956 году, менее чем за месяц до смерти.
Имя Глиэра носят Киевский институт музыки, музыкальные школы в Москве, Калининграде, Ташкенте, немецком городе Маркнойкирхене, улицы в Магнитогорске, Луцке, Донецке и Киеве. «Гимн великому городу» является официальным гимном Санкт-Петербурга.
Произведения
- Концерт для голоса с оркестром (Глиэр) (belcanto.ru) (19.08.2024 в 13:10)
- Красный мак (Глиэр) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 07:50)
- Медный всадник (Глиэр) (belcanto.ru) (18.04.2011 в 08:09)
- Сирены (Глиэр) (belcanto.ru) (19.08.2024 в 12:42)
- Шахсенем (Глиэр) (belcanto.ru) (30.07.2011 в 13:49)
Публикации
- Николай Метнер: «Я никогда уже не стану эмигрантом» (belcanto.ru) (22.04.2014 в 21:07)
- Начался Второй Московский пасхальный фестиваль (belcanto.ru) (08.05.2003 в 23:58)
- Вопросы интерпретации фортепианных произведений Прокофьева (belcanto.ru) (20.12.2002 в 12:57)