Гимн
12.01.2011 в 23:51.Каждый день, когда заканчиваются радиопередачи, вслед за последним ударом кремлевских курантов звучит величавая и торжественная мелодия - Гимн России, написанный композитором А. В. Александровым на слова С. Михалкова. Звучанием гимна начинается и завершается день нашей Родины.
Гимн исполняется во всех торжественных случаях. Это музыкальный символ России.
Греческое слово «гимн» означает торжественную хвалебную песнь. Когда-то в глубокой древности так назывались песнопения, которые слагали в честь богов и героев. Шли века, и хвалебные песни становились другими. Содержанием гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи. Так, в XV веке в Чехии, во время национально-освободительной борьбы под предводительством Яна Гуса, появились революционные песни - гуситские гимны.
Во время французской буржуазной революции конца XVIII века родился вдохновенный гимн восставших французов - «Марсельеза». Сейчас это государственный гимн Франции.
Композиторами разных стран написано много произведений гимнического характера, то есть произведений торжественных, воспевающих определенную идею или событие. Иногда это самостоятельные произведения, как, например, «Гимн демократической молодежи» А, Новикова на слова Л. Ошанина. Иногда - части крупных произведений - оперы, оратории, даже балета. Всем, наверное, знаком величественный гимн «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин». А в балете Глиэра «Медный всадник» есть «Гимн великому городу» - Петербургу.
В характере гимна создан и заключительный хор Девятой симфонии Бетховена, написанный на текст оды Шиллера «К радости» и прославляющий всемирное братство людей.
Л. В. Михеева
То, что гимн — это торжественная песнь, — общеизвестно. А вот о том, какое большое значение имеет гимн в нашей культуре и —шире — в жизни, мы редко задумываемся. Гимном из Девятой симфонии Бетховена Обнимитесь, миллионы! сопровождаются телевизионные международные телемосты. В характере гимна звучат заставки к передачам по интервидению. А если человек ходит в церковь, он слышит духовные песнопения, которые тоже являются гимнами. Как и в прежние времена, во многих учебных заведениях сейчас существуют студенческие гимны. Мировой символ революции Марсельеза известен каждому.
Гимн как жанр является неотъемлемым элементом культуры цивилизованного общества. Гимн выводит людей из состояния будничной повседневности и простых житейских забот, поднимает их сознание, обращая его к высоким идеалам. Он заставляет каждого отдельного человека ощутить себя частью человечества. Гимн объединяет, укрепляет и возвышает людей. Кого или что ни воспевает гимн: человечество, богов, героя, природу, разум, свет, любовь, братство — он всегда благороден и серьезен. В нем нет места ни трагическому отчаянию, ни насмешке или иронии. Он прост и величествен. Абсолютно понятен, доступен всем и каждому. Именно поэтому в профессиональной музыке возникло такое понятие, как гимничность. Композиторы редко указывают это в названиях сочинений, но знайте, что, когда вы слышите возвышенную и величественную музыку, — в основе ее лежит гимн.
Начиная с XVI века в европейских странах начали появляться государственные гимны. Первой страной, учредившей государственный гимн, была Голландия, освободившаяся от испанского владычества. Позже, в XVIII веке гимны появились в Великобритании, Дании, Пруссии, Германии, Австро-Венгрии и других странах. Мелодиями гимнов обычно становились наиболее популярные песни маршевого характера. За основу гимна Австро-Венгрии была взята тема из струнного квартета Й. Гайдна. Государственный гимн Французской республики — Марсельеза.
В России в начале XIX века некоторое время государственным гимном служил знаменитый полонез с хором О. А. Козловского на слова Г. Р. Державина Гром победы, раздавайся! В 1833 году А. Ф. Львов написал новый русский национальный гимн Боже, царя храни.
После Октябрьской революции в советской России в качестве государственного гимна исполнялся Интернационал. Во время Великой Отечественной войны, в ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал Государственный гимн СССР. Автором музыки был А.В. Александров. Слова написали С. Михалков и Г. Эль-Регистан.
М. Г. Рыцарева