Андрей Гаврилов (Andrei Gavrilov)
30.03.2011 в 09:40.Музыкальные конкурсы прекрасны своими неожиданностями. Нередко случается, что до начала соревнования в фаворитах ходят одни, а на гребне конкурсной волны оказываются другие. Так было и в 1974 году, когда в Москве проходил очередной конкурс имени Чайковского. Его победителем стал восемнадцатилетний Андрей Гаврилов, незадолго до того (в 1973 году) окончивший Центральную музыкальную школу и поступивший в Московскую консерваторию в класс Л. Н. Наумова. Правда, к этому времени юный музыкант уже успел испытать свои силы на конкурсной стезе: в 1972 ГОДУ он «добрался» до финала всесоюзного состязания в Минске, хотя и остался там без премий Уже завоевав прочное концертное имя, Гаврилов окончил консерваторию (1979), а затем пpoшел у своего профессора ассистентуру-стажировку.
Музыка вошла в его жизнь с детства, однако окончательный выбор он сделал не сразу. «Школьником я серьезно думал о профессии художника,— признается Гавридов.— Но музыка „убедила“. Увлечение живописью очень помогает мне и сегодня; глаз становится зорче и — может показаться странным, но это так — слух острее... а и теперь стараюсь найти время, чтобы порисовать».
Итак, путь в большое искусство открыл ему конкурс имени Чайковского. Что же привлекло в юном музыканте и судей, и посетителей Большого зала Московской консерватории? Предоставим слово одному из членов тогдашнего жюри Е. В. Малинину: «Я с большой симпатией отношусь к этому молодому человеку прежде всего потому, что он действительно очень талантлив. Впечатляющая стихийность, яркость его игры подкрепляется первостатейным техническим аппаратом. Если говорить точно, то технических трудностей для него не существует. Перед ним стоит сейчас другая задача — научиться владеть собой. Если он справится с этой задачей (а я надеюсь, что со временем так оно и будет), то перспективы его представляются мне чрезвычайно радужными. По масштабам своего дарования — и музыкантского, и пианистического, по какому-то очень доброму теплу, по своему отношению к инструменту (пока, главным образом, к звучанию на пиано) он имеет основания в дальнейшем встать в один ряд с крупнейшими нашими исполнителями. Тем не менее, конечно, он должен понимать, что присуждение ему первой премии — в какой-то степени аванс, взгляд в будущее».
Это понимал и сам Гаврилов: «Я знаю,— говорил он в 1976 году,— что скидки на возраст у меня уже нет. Я должен постоянно расширять концертный репертуар, искать новые трактовки в уже обыгранной программе». И действительно, в прошедшее время пианист представил на суд слушателей немало новых работ. Сегодня он часто играет самые различные произведения — Баха, Гайдна, Скарлатти, Шопена, Листа, Равеля, Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Как правило, его выступления заслуживают высокой оценки критики, в частности, Г. Цыпин, предъявляя пианисту ряд претензий, тем не менее отмечает многие достоинства творческого почерка Гаврилова: «...великолепная интуиция, служащая пианисту путеводной нитью в его интерпретациях; нерастраченное за время интенсивного концертирования умение живо, по-юношески горячо и непосредственно откликаться на прекрасное в исполняемой музыке. И конечно, великолепная артистичность. Гаврилов, каким его видит публика, абсолютно уверен в себе — это плюс. У него открытый, „общительный“ сценический характер — другой плюс. Немаловажно, наконец, и то, что на сцене он внутренне раскован, держится со всей свободой и непринужденностью (временами, может быть, чрезмерными)».
Благодаря всем этим качествам концертные программы пианиста вызывают большой интерес публики, успех сопутствует ему и в Москве, и во время гастрольных поездок. «Для меня,— подчеркивает Андрей Гаврилов,— главное сыграть так, чтобы музыку, которую я исполняю, полюбили другие». И он чаще всего добивается этой цели... Недаром в одной из рецензий на московский концерт артиста говорилось: «Его игра отмечена зрелостью пытливой мысли, подлинным эмоциональным вдохновением. Интерпретации его (или отдельные их моменты) могут вызвать споры, но никогда не оставляют аудиторию равнодушной».
В 1985 Гаврилов уехал в Лондон, став первым советским артистом, принципиально не просившим политического убежища и сохранившим Российское гражданство. При содействии М. С. Горбачёва политические проблемы были урегулированы..
В 1994 он прекратил публичные выступления. Вновь начал концертировать в 2000 году. В октябре 2003 выступал с концертами в Москве и многих других городах России.
Живет в Швейцарии.
Публикации
- Под звуки скрипки и кувалды (belcanto.ru) (04.02.2013 в 15:09)
- Сказ про то, как Гаврилов вместо Рахманинова сыграл Подколёсина (belcanto.ru) (27.12.2012 в 12:23)