Франк. Соната для скрипки и фортепиано
Violin Sonata (A-dur)
08.06.2015 в 21:42.Сезар Франк, бельгиец немецких кровей, сформировавшийся как личность в Париже, стал крупной фигурой музыкальной культуры Франции второй половины XIX века. Франк открыл жанры инструментальной музыки, остававшиеся до той поры во Франции, где господствовала опера, на периферии внимания композиторов. Скрипичная соната входит в триаду камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.
Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок первому ее исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала не только одним из любимых произведений Изаи, игравшего ее до конца своей исполнительской карьеры, но впоследствии и частью репертуара многих известных скрипачей.
Четырехчастная форма цикла, начинающегося с умеренно медленной части, напоминает о структуре баховских сонат. Обращение к речитативу (в третьей части) и полифоническим формам (главная тема финала представляет собой канон) также заставляет вспомнить о принципах барокко, но, конечно, эта соната принадлежит к позднеромантическому стилю, не в последнюю очередь за счет богатой хроматизированной гармонии. Первая же музыкальная мысль сонаты — красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие — протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси.
В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором цикл связан одним мотивом, который появляется во всех частях. Этот же принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.
Партия скрипки, одноголосная на всем протяжении сонаты, была впоследствии переложена для различных инструментов, в том числе для флейты. Переложение для виолончели, выполненное французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, было одобрено самим Франком. Органичное звучание сонаты на виолончели позволяет воспринимать эту версию как равноценную оригиналу.
В. Хавров