Маргарита Фёдорова (Margarita Fedorova)
14.04.2011 в 15:16.В 1972 году отмечалось 100-летие со дня рождения Скрябина. Среди многих художественных событий, посвященных этой дате, внимание любителей музыки привлек цикл скрябинских вечеров в Малом зале Московской консерватории. В шести насыщенных программах Маргарита Федорова исполнила все (!) сочинения замечательного русского композитора. Тут прозвучали и весьма редко появляющиеся в концертном репертуаре произведения - всего свыше 200 названий! В связи с этим циклом И. Ф. Бэлза писал в газете "Правда": "Поистине феноменальная память, безупречная, всесторонне развитая техника и тонкое художественное чутье помогли ей постичь и передать благородство, эмоциональное богатство скрябинского творчества, а вместе с тем сложность исканий и своеобразие, так выделяющее его в истории музыкального искусства. Игра Маргариты Федоровой свидетельствует не только о высокой артистичности, но и о глубоком интеллектуализме, позволившем пианистке раскрыть многогранность гениального музыканта...". Все отмеченные известным советским музыковедам качества Маргарита Федорова демонстрирует и в других циклах.
Большое внимание уделяет артистка и творчеству Баха: в ее репертуаре все клавирные концерты композитора, его сочинения она исполняет и на клавесине. "Интерес к клавесину,- говорит Федорова,- возник у меня давно, когда я участвовала в Баховском конкурсе и фестивале в Лейпциге. Показалось интересным и более естественным звучание великих творений в оригинале. Стала изучать новый для себя инструмент, а с тех пор как овладела им, играю музыку И. С. Баха только на клавесине". Уже первые вечера артистки в этом новом качестве вызвали благожелательные отклики. Так, А. Майкапар отмечал масштабность ее игры, ясность исполнительского плана, четкое проведение полифонических линий. Не менее широко представлен в ее программах и Бетховен - все сонаты и все фортепианные концерты! И в то же время она предлагает вниманию слушателей и редко исполняемые бетховенские произведения, например, Десять вариаций на тему дуэта "La stessa, la stessissima" из оперы Сальери "Фальстаф". Стремление к тематическому построению программ ("Фортепианные фантазии", "Вариации"), к монографическому показу творчества композиторов-классиков ("Шуберт", "Шопен", "Прокофьев", "Лист", "Шуман") и советских авторов - вообще одна из отличительных черт артистического облика Федоровой. Так, заметным событием стал и цикл из трех концертов "Русская и советская фортепианная соната", в который вошли крупные произведения П. Чайковского, А. Скрябина, Н. Метнера, Н. Мясковского, С. Прокофьева, АН. Александрова, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, Г. Галынина, Н. Пейко, А. Лапутина, Е. Голубева, А. Бабаджаняна, А. Немтина, К. Волкова.
Интерес к советскому музыкальному творчеству всегда был характерен для пианистки. К упомянутым именам можно добавить такие имена советских композиторов, как Г. Свиридов, О. Тактакишвили, Я. Иванов, и другие, часто появляющиеся в ее программах.
Однако творчество Скрябина особенно близко пианистке. Она увлеклась его музыкой еще в ту пору, когда была студенткой Московской консерватории по классу Г. Г. Нейгауза (окончила в 1951 году и до 1955-го занималась у него же в аспирантуре). Впрочем, на разных этапах своего творческого пути Федорова как бы переключает внимание то в одну, то в другую инструментальную сферу. В этом отношении показательны и ее конкурсные успехи. На баховском соревновании в Лейпциге (1950, вторая премия) она продемонстрировала отменное понимание полифонического стиля. А уже через год стала лауреатом конкурса имени Сметаны в Праге (вторая премия) и с тех пор значительный удельный вес в ее концертных программах принадлежит музыке славянских композиторов. Помимо множества сочинений Шопена, в репертуар пианистки входят пьесы Сметаны, Огиньского, Ф. Лесселя, К. Шимановского, М. Шимановской, она постоянно играет произведения русских композиторов, прежде всего Чайковского и Рахманинова. Недаром Л. М. Живов в одной из рецензий заметил, что "именно сочинения, тесно связанные с традициями русской фортепианной литературы, получают в интерпретации Федоровой наиболее живое, эмоциональное воплощение".
Григорьев Л., Платек Я., 1990