Фантазия

12.01.2011 в 18:43.

«Аренский. Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина». «Увертюра-фантазия "Франческа да Римини"». В этих названиях присутствует одно и то же слово - фантазия. Что же это означает?

Собственно, что оно означает, все вы прекрасно знаете. Не раз приходится слышать любому, еще не достигшему взрослого возраста человеку: «Вот еще фантазии какие!», «Брось свои фантазии», «Ах, ты, фантазер»... И почти всегда это звучит с укоризной.

Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли употреблять его в значении - причуда, вымысел. В музыке же фантазиями стали называть произведения, своеобразные по форме, не укладывавшиеся в рамки традиционных форм. «Он фантазирует», - говорили иной раз об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись порою органные фуги. Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен.

В XIX веке фантазии появились в программной музыке, там, где логика ее развития должна соответствовать литературной программе. Такова «Франческа да Римини» Чайковского.

Другой распространенный тип музыкальной фантазии - произведение, сочиненное на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т. п. Такова Фантазия Аренского. По радио вы можете часто слышать фантазии на темы песен Дунаевского, Соловьева-Седого, на музыку из оперетт и другие подобные этим оркестровые сочинения.

Л. В. Михеева


Принятое многими языками греческое слово фантазия, как вы знаете, означает "воображение", "представление". К фантазиям мы относим и мечту, и выдумку, и нечто неправдоподобное.

Музыкальное творчество в широком смысле и есть самая настоящая фантазия композитора. Видимо, поэтому уже с XVI века, когда бурно начала развиваться инструментальная музыка, жанр фантазии - свободной музыкальной пьесы - стал очень популярен и остается таковым до сих пор. Фантазии можно встретить среди органных сочинений Дж. Фрескобальди и клавесинных пьес Г. Пёрселла и И. С. Баха; клавирных сочинений В. А. Моцарта; фортепианных сонат Л. Бетховена и квартетов Й. Гайдна; в творчестве Ф. Шопена, Р. Шумана, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и др. Музыкантов во все времена крайне заботит форма, композиция музыкального произведения, которая должна обеспечить наилучшее восприятие музыкальных идей. Жанр фантазии в этом смысле представляет автору большую свободу, здесь на первый план выходит, как правило, свободная, импровизационная композиция, за которой, впрочем, всегда проглядывается довольно жесткая устойчивая форма.

М. Г. Рыцарева

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова