Опера-балет Равеля «Дитя и волшебство»
03.05.2011 в 20:56.В 1920—1928 гг. творческие интересы Мориса Равеля были сосредоточены в основном в области камерной музыки. Единственным исключением стала опера «Дитя и волшебство». Появление подобного произведения представляется естественным — тема детства занимает важное место во французской литературе со второй половины XIX столетия, появляется немало книг о детях и для детей. Возникает тема детства и в музыке — можно назвать такие произведения, как «Детские игры» Жоржа Бизе, «Детский уголок» Клода Дебюсси. Привлекала эта тема и Мориса Равеля — детям адресованы такие его сочинения, как «Рождество игрушек» для голоса с фортепиано, сюита «Моя матушка Гусыня» по сказкам Шарля Перро, а в 1922 г. он оркестровал вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская». Можно сказать, что композитор и сам где-то в глубине души оставался ребенком — ему нравились игрушки, механизмы.
В 1916 г. Морис получил предложение от театра «Гранд-опера» создать балетную музыку к либретто Габриэль Колетт, озаглавленного «Балет для моей дочки». Либретто представляло собою переработку ее собственной поэмы, основанной на сказках Шарля Перро, братьев Гримм, Мориса Метерлинка и Ханса Кристиана Андерсена. Идея увлекла композитора, но ее немедленному осуществлению воспрепятствовали события Первой мировой войны. Равель принялся за работу над этим произведением лишь в 1920 г. Либретто по его инициативе подверглось переработке, изменен был и жанр предполагаемого сочинения — Равель принялся создавать не балет, как изначально предполагалось, а оперу. Работа над нею продвигалась медленно, однако в 1924 г. интерес к его работе проявил театр в Монте-Карло, и с этого времени композитор отложил работу над другими сочинениями, полностью сосредоточившись на опере. В декабре 1924 г. опера, получившая заглавие «Дитя и волшебство», была завершена.
Опера, замысел которой зародился во время Первой мировой войны, воплощает вечную мысль о том, как важно оставаться добрым всегда, и особенно важно не допускать зло и жестокость в детскую душу. Единственный человек среди персонажей оперы — мальчик шести-семи лет, чья партия поручена меццо-сопрано (мама особой роли не играет), у главного героя даже нет имени — он просто Дитя. Он отнюдь не выглядит маленьким ангелом: ребенку надоело учить уроки — и он злится, ломает вещи, рвет книги, обижает Кошку и Белку. Но пострадавшие вещи оживают, чтобы покарать маленького обидчика, из порванной им книжки сказок выходит принцесса, горько упрекая его, ожившие страницы из учебников диктуют задачи. В саду он чувствует себя одиноким, наблюдая за веселыми играми животных, птиц, насекомых, которым тоже есть за что ненавидеть маленького проказника. Но завершается опера оптимистично: Дитя проявляет сострадание к Белке, которой он причинил боль, и перевязывает ей лапку. Звери понимают, что ребенок раскаивается в своих поступках.
По словам Равеля, он стремился воплотить этот сюжет в духе «американской оперетты». Хотя в конечном итоге он создал оперу, все же первоначально произведение мыслилось как балет — и танец играет в нем весьма значительную роль. Вокальное и танцевальное начало теснейшим образом переплетаются. Танцы как таковые — в виде оркестровых номеров — в партитуре тоже присутствуют, но очень часто танцевальный характер носят вокальные номера. Композитор обращается к различным танцевальным ритмам — тут и старинный менуэт, исполняемый Кушеткой и Креслом, и фокстрот Чашки и Чайника, использованы и другие популярные в то время танцевальные ритмы. Вокальное начало преобладает в партии мальчика, а также тех персонажей, которые жалеют его. В музыкальной характеристике действующих лиц, которые хотят отомстить жестокому мальчишке, преобладает тематизм инструментальной природы.
В партитуре оперы «Дитя и волшебство» очень много остроумных находок. Появление таких персонажей, как животные и ожившие вещи, располагало к звукоподражанию — глиссандирующие интонации в дуэте Кота и Кошечки, изображающие кошачье мяуканье (сам Морис Равель особенно любил этот номер), тонкое переплетение голосов в сцене лягушек и насекомых, «взлетающие» пассажи в Вальсе бабочек. Композитор вводит в оркестр необычные инструменты — «терку для сыра», игрушечную флейту, но и обычные инструменты симфонического оркестра он использует нетрадиционно (например, контрабас исполняет флажолеты). Столь же самозабвенно «играет» композитор с голосами певцов: фальцет, пение с зажатым носом. Сам Равель воспринимал эту музыку почти в иллюстративном значении и потому выражал сомнение, что она может восприниматься вне спектакля — «без калейдоскопической смены сцен». Но именно яркая, почти зримая образность оперы «Дитя и волшебство» сделала возможной ее успешное концертное исполнение наряду со сценическими постановками.
Мировая премьера оперы «Дитя и волшебство» состоялась в марте 1925 г. в Монте-Карло. Произведение имело большой успех.
Публикации
- «Оперный класс» вспомнил детство и подарил волшебство (belcanto.ru) (02.01.2022 в 19:39)
- «Дитя и волшебство» в Лионской опере (operanews.ru) (16.11.2016 в 13:38)
- Опера Цемлинского «Карлик» в Париже (belcanto.ru) (17.02.2013 в 16:15)
- «Дитя и волшебство» Равеля в Большом театре (belcanto.ru) (28.01.2013 в 13:07)
- Эпидемия равелемании, или Лицом к детям? (operanews.ru) (27.01.2013 в 22:27)
- Премьера оперы Равеля в «Новой опере» (belcanto.ru) (05.11.2012 в 14:16)
- Детская опера Равеля в Новой опере (operanews.ru) (04.11.2012 в 11:33)