Электромузыкальные инструменты
12.01.2011 в 18:44.Это такая же реальность XX века, как автомобиль и телефон. Кстати, телефон оказался у ее истоков. В 1897 году американский ученый Т. Кахилл построил совершенно особый орган с вращающимися электромагнитными механизмами. Его звук передавался в телефонную сеть Нью-Йорка, и каждый абонент мог его услышать. Кахилл назвал свой инструмент телармониум, и весил он более 200 тонн.
Следующим этапом было изобретение в СССР (1920) Л. С. Терменом терменвокса (о нем есть отдельная статья) на совершенно новой основе, с помощью электронных ламп и развития способов генерации. Этим было положено основание целому виду электромузыкальных инструментов со свободной интонацией, то есть таких, в которых звуки переходят один в другой плавно, глиссандируя. Тончайшие градации в частотах создают соответственно тончайшие градации в высоте звука.
Десятилетием позже, в 1930 году в Германии Ф. Траутвейн создал первый клавишный электроинструмент траутониум. Образовался новый вид, в котором, напротив, за каждой клавишей определен точный по высоте звук. От траутониума и пошли чрезвычайно популярные ныне электроорган, электрофортепиано.
В тридцатые же годы появились так называемые адаптеризованные инструменты. Это модификации традиционных инструментов, в которых обычные механические колебания преобразуются в электрические с помощью адаптеров. Именно к такому роду инструментов относится хорошо известная электрогитара.
Наконец, с начала 1950-х годов с развитием электронной техники стал возможен синтез музыкальных звуков. На основе программы ЭВМ образует звук любой тембровой характеристики, подражая любому традиционному инструменту вплоть до человеческого голоса. У истоков нового направления был советский изобретатель Е. А. Шолпо. Таким образом современный синтезатор - наиболее универсальный из всех электромузыкальных инструментов.
М. Г. Рыцарева