Опера Эдуарда Направника «Дубровский»
12.01.2011 в 17:28.Опера русского композитора Направника (1895, Петербург), в 4 действиях. Либретто М. Чайковского по одноименной повести Пушкина.
Главные персонажи: Владимир (тенор), Маша (сопрано), Андрей Дубровский (бас), Троекуров (баритон).
Сын Андрея Дубровского Владимир вернулся домой, в имение своего отца. Здесь он узнает о ссоре отца с помещиком Троекуровым, который задумал с помощью продажных судей завладеть их имением. После смерти отца Владимир начинает мстить. Его слуги поджигают помещичий дом, и Владимир вместе с ними скрывается, став разбойником. Однажды в лесу, увидев Машу, дочь Троекурова, Владимир задумал ее украсть, но затем отказывается от этих намерений, ибо девушка понравилась ему. После того как в руки разбойников попадает француз Дефорж, направлявшийся в качестве учителя в дом к Троекурову. Дубровский, завладев документами француза приходит к помещику, выдавая себя за учителя. У Маши и Дубровского завязывается роман. Когда отец решает выдать дочь замуж за князя Верейского, Маша решает прибегнуть к помощи мнимого француза. И даже, когда француз раскрывает свое подлинное имя, это не меняет ее отношения к нему. Между тем Дубровского ищут, подозрение пало на "француза". Дубровскому надо бежать, но поздно. Во время свидания с Машей появляются солдаты и смертельно ранят его. Маша рыдает у трупа любимого.
Опера Направника — заметное явление музыкальной жизни России конца 19 в. В пушкинской повести изменен конец и смещены акценты в сторону усиления любовной коллизии. Написанная под заметным влиянием Чайковского, опера пользовалась успехом, партия Дубровского входила в репертуар лучших отечественных певцов Собинова, Лемешева, Козловского и др.
Е. Цодоков
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» — одно из тех произведений, которые всем нам знакомы со школьной скамьи. Но, вернувшись к повести в зрелом возрасте, можно обнаружить, что она гораздо глубже и интереснее, чем казалось в школьные годы… Право же, остается только пожалеть, что на этот сюжет не обратил внимания Петр Ильич Чайковский! Оперное воплощение дал «Дубровскому» другой отечественный композитор — Эдуард Францевич Направник.
Путь Направника в оперном искусстве нельзя назвать простым: он был признанным авторитетом как оперный дирижер, но как композитор дважды потерпел неудачу: опера «Нижегородцы» сошла со сцены после сорока семи представлений (Николай Андреевич Римский-Корсаков жестко раскритиковал ее, усмотрев «мендельсоновскую закваску», и он был не одинок в своей оценке), потерпел Направник фиаско и со следующей оперой — «Гарольд». Неудивительно, что в интервью, данном в 1891 г. одной из петербургских газет, он решительно заявил, что больше ничего писать не станет, не желая больше обрекать себя на «оскорбительные для самолюбия случайности и разочарования». И все же два года спустя он озаботился выбором сюжета для новой оперы. Посоветовавшись с Модестом Ильичем Чайковским, он остановился на «Дубровском», замысел одобрил директор императорских театров Иван Александрович Всеволжский, пообещавший содействие в постановке.
Еще не получив от Модеста Чайковского полное либретто, Направник приступил к сочинению музыки. Сюжет вдохновлял его, но чем ближе к концу, тем больше сомнений появлялось у него, тем сильнее терзал его «призрак неуспеха». Либреттист успокаивал композитора, убеждая, что такие сомнения естественный для талантливых людей, что «только бездарность бывает всегда довольна собой». Летом 1894 г. опера была завершена, и осенью начались репетиции.
Сюжет оперы в основном соответствует пушкинской повести — сокращению подверглись лишь те ее страницы, которые подробно описывают быт русских помещиков. Сохранены были сцены с участием крестьян, сцена музыкальных занятий Маши с Дубровским, выдающим себя за француза и сцена праздника в доме Троекурова — все они представляли собой благодатный материал с музыкальной точки зрения (хоровые сцены, вокализ и романс, танцы). Некоторым изменениям подверглись образы главных героев: оперная Маша Троекурова отличается от пушкинской героини большей пылкостью — она готова на все, чтобы избежать ненавистного брака (в то время как пушкинская героиня все же отказывается бежать с Дубровским), она более сентиментальна — девушка мечтает спасти душу любимого, помочь ему избавиться от чувства обиды и ненависти. Образ Дубровского в опере утратил оттенок суровой романтики — он обрисован преимущественно в лирических тонах (хотя некоторые сцены с его участием стали более динамичными — например, с Дефоржем он встречается не на постоялом дворе, а в лесу, где француз попадает в руки разбойников). Наиболее серьезные изменения в сравнении с пушкинской повестью претерпел финал: во время бала, посвященного помолвке Маши с князем Верейским, в мнимом французе опознают разбойничьего атамана, Дубровский вот-вот будет схвачен, товарищи извещают его об опасности, но он отказывается бежать, не объяснившись с Машей, в результате он не успевает скрыться — его убивают, Маша в отчаянии бросается на бездыханное тело любимого.
«Дубровский» — лирико-драматическая опера с динамичным развитием. В увертюре мрачная и суровая тема, которая впоследствии появится в одной из хоровых сцен, сопоставляется с элегической мелодией романса Дубровского. Первая картина развивается от безмятежного трио Дубровского, его отца и няни Егоровны к завязке драмы: Владимир обещает отомстить Троекурову. Во второй картине сольные номера, характеризующие Дубровского — исполненный горечи речитатив, романс (воспоминания о матери), ариозо — обрамляются народными хоровыми сценами.
Во втором акте представлена характеристика Маши — как прямая (мечтательный романс и страстное ариозо), так и косвенная (хоры сопровождающих ее девушек, близкие народным песням). Последующая сцена разбойников со схваченным ими французом Дефоржем имеет комедийный оттенок.
В третьем действии сцена Маши и Дубровского слагается из изящного вокализа (урок музыки), утонченного романса и исполненного печали дуэта. В квартете наряду с влюбленными участвуют Троекуров и Верейский. Далее следует драматичная сцена Маши с отцом и страстное ариозо героини.
В заключительном акте массовой сцене праздника противопоставляется интимная лирика сцены Маши и Дубровского, раскрывающая целую гамму чувств. Хоровая молитва, завершающая оперу («О Господи, спаси нас и помилуй!»), придает развязке эпический оттенок.
Премьера оперы «Дубровский» состоялась в январе 1895 г. В спектакле выступили знаменитые певцы: заглавную роль исполнил Николай Николаевич Фигнер, партию Маши Троекуровой — Медея Ивановна Фигнер, в роли Троекурова выступил Леонид Георгиевич Яковлев, а партию Андрея Дубровского исполнил Федор Игнатьевич Стравинский.
Судьба «Дубровского» оказалась более счастливой, чем у других опер Направника. Премьера прошла с большим успехом, некоторые номера исполнялись на бис, Николай II после спектакля пригласил композитора в царскую ложу, чтобы выразить ему свое восхищение, последующие спектакли проходили с аншлагом. В дальнейшем опера ставилась во многих городах Российской империи, а также в Праге. Постановкой «Дубровского» было отмечено пятидесятилетие творческой деятельности Направника в Мариинском театре. Впоследствии популярность оперы пошла на спад — она ставилась в основном в связи с юбилейными датами (например, к тридцатилетию со дня смерти автора). В 1961 г. опера была экранизирована с участием Сергея Яковлевича Лемешева. В настоящее время она ставится достаточно редко, и исполнение ее становится примечательным событием.