Барри Дуглас (Barry Douglas)
31.03.2011 в 10:38.Артист из Северной Ирландии пополнил список героев этого сайта отнюдь не только по формальному признаку, став в 1986 году победителем Международного конкурса имени Чайковского в Москве. Уже сейчас это достаточно зрелый мастер, пользующийся довольно широкой международной известностью, хоть и не звезда первой величины. Однако очевидно, что именно соревнование в Москве утвердило его на мировой концертной эстраде.
К этому успеху Дуглас шел долго и упорно, желанную высоту взял отнюдь не с первой попытки. Он не считался в детстве вундеркиндом, хотя музыкальные способности и склонность к музицированию за фортепиано проявил рано. Заметив, с каким волнением пятилетний мальчуган вслушивается в звуки музыки, идущие из радиоприемника, родители одолжили у соседей пианино и с удивлением обнаружили, что их сын помнит множество мелодий и может их воспроизвести. На следующий год ему купили инструмент (хотя семья была трудовая, не из богатых) и твердо решили обеспечить сыну солидное образование.
Девяти лет Барри поступил в музыкальное училище в родном Белфасте, но особых талантов не проявлял и к 16-ти годам был еще вполне заурядным учеником. Но тут в Белфаст приехала опытная пианистка Ф. ле Уинтер, и мальчику удалось взять у нее несколько уроков. «Это был поворотный момент в моей биографии,- вспоминает Дуглас.- Она открыла мне глаза на то, что такое всецело посвятить себя профессии музыканта. После этого он несколько раз выходил победителем соревнований местного масштаба, получил стипендию для обучения в Королевском музыкальном колледже Лондона. Тут его наставником стал Джан Барстоу, незаурядный педагог, разносторонний музыкант. Он не только способствовал профессиональному совершенствованию ученика, но и помог ему расширить свои художественные горизонты: приобщил к миру оперы, посетил с ним музыкальный фестиваль в Type, где Дуглас впервые услышал игру Святослава Рихтера, ставшего его кумиром.
В 1982 году Барри Дуглас впервые приехал в советскую столицу, но его первая попытка на Конкурсе имени Чайковского закончилась крахом: он не прошел даже на второй тур. Однако пианист не расстался со своей мечтой. «После неудачи в Москве я сказал себе, что рискну приехать вторично, только когда буду совершенно готов. Тогда же мне явно не хватило ни мастерства, ни опыта».
Ступеньками к достижению заветной цели стали награды, полученные на конкурсах имени А. Рубинштейна в 1983 году (пятая премия) и имени В. Клиберна (1985 год, третья премия), участие в молодежном Интерфоруме в венгерском городе Кестхее и на фестивале в Локерхаузене (Австрия). Это принесло бесценный опыт, однако пробиться на большую концертную эстраду не помогло. «Мне трудно было найти себе импресарио,- вспоминает Дуглас.- Они просто не интересовались мною. Писал письма с предложением дать концерты, но в лучшем случае они были готовы покрыть часть расходов, а уж о заработке нечего было и думать. Играл часами, не получая за это ничего. Решил заняться преподаванием, но учеников найти не удалось».
Однако Дуглас добился своего. Он вторично приехал в СССР и на сей раз опередил всех конкурентов. Член жюри конкурса С. Доренский так оценил это достижение: «В лице Барри Дугласа мы имеем яркую художественную личность, а именно это — лучший залог большого творческого будущего. Мне приходилось слышать его неоднократно, в том числе и в Москве четыре года назад. За последнее время он, несомненно, сделал резкий рывок вперед в своем творческом развитии. Рельефно очертилось индивидуальное лицо музыканта, в нем открылась настоящая артистическая жила — самое главное качество в человеке, который решил что-либо поведать публике... Во всем том, что теперь Дуглас делает за инструментом, чувствуется глубокая убежденность, уверенность, а это позволяет ему вести за собой зал. Лучше всего удались пианисту „Картинки с выставки“ Мусоргского, но немалое впечатление произвела и серьезная, масштабная трактовка Первого концерта Чайковского. При всем том, были ощутимы и определенные стилистические просчеты победителя, неровность его звуковой палитры. Во всяком случае, все сопоставления и сравнения с молодым Эмилем Гилельсом, которыми увлеклись некоторые наши обозреватели, представляются совершенно безосновательными».
И тем не менее — факт: Конкурс имени Чайковского круто изменил судьбу артиста. Перед ним открылись двери лучших залов, его наперебой стали приглашать оркестры и дирижеры, он получил возможность делать записи. Последние, правда, не дают пока оснований для больших восторгов, но подтверждают: Дуглас сегодня — солидный и серьезный музыкант.
В 2002 году Барри Дуглас получил Орден Британской Империи (OBE). Он является членом Королевского колледжа музыки и получил почетную степень доктора университета Куинс в Белфасте.
В родной Ирландии Барри Дуглас является директором камерного оркестра Камерата Ирландии.
Григорьев Л., Платек Я., 1990
Публикации
- Мозаика сочинского фестиваля (belcanto.ru) (02.03.2015 в 16:05)
- Памяти первого лауреата (belcanto.ru) (04.05.2013 в 16:28)
- Барри Дуглас в Большом зале петербургской филармонии (belcanto.ru) (02.11.2012 в 13:26)
- На этот раз — Гилельс (belcanto.ru) (03.08.2006 в 01:14)
- Первый юбилей Бетховенского фестиваля (belcanto.ru) (01.06.2006 в 19:17)
- В Кольмаре прошел 15-й фестиваль Владимира Спивакова (belcanto.ru) (17.07.2003 в 11:17)