Питер Донохоу (Peter Donohoe)
31.03.2011 в 00:18.На вопрос корреспондента о том, каким, по его мнению, должен быть лауреат Конкурса имени П. И. Чайковского, английский пианист ответил: «Прежде всего он должен обладать большим музыкальным талантом, умом и скромностью; кроме того, ему необходимы хорошая техника, выносливость, широкий репертуар». В качестве образца для себя он назвал соотечественника Джона Лилла. Разговор этот происходил в самый разгар московского соревнования 1982 года, когда до присуждения премий было еще далеко. Но теперь можно сказать, что Питер Донохоу во многом нарисовал собственный портрет. Он приехал в Москву отнюдь не фаворитом: его «послужной список» был достаточно скромным, а возраст — уже довольно солидным.
Уроженец Манчестера, Донохоу получил музыкальное образование в Северном музыкальном колледже, в классе Д. Уайндхема, совершенствовался у И. Лорио. На конкурсах и фестивалях национального масштаба его не раз отмечали наградами, но желаемой известности это не приносило. Не имели успеха и попытки пробиться на международную арену: в Будапеште (1976) он остался за чертой лауреатов, а в Лидсе (1981) был удостоен лишь шестой премии. Все эти годы он скромно концертировал по стране, накопил значительный репертуар, стремился к освоению различных сфер фортепианной музыки, к определенной универсальности (в этой связи можно рассматривать и его попытки выступить в дирижерском амплуа). Таким образом, он отправился в нашу столицу готовым к серьезным испытаниям.
О том, что произошло дальше, член жюри конкурса С. Доренский говорит так: «Питер Донохоу стал безусловно сюрпризом конкурса. Дарование его раскрывалось постепенно, по возрастающей. На первом, даже на втором турах игра его нравилась далеко не всем, и трудно было, по правде говоря, предположить, что мы увидим его во главе списка лауреатов. Так, на первом прослушивании он придерживался очень странных динамических крайностей — от еле доносившегося в зал пиано до громкого, трескучего форте. Трактовка им во втором туре си-минорной сонаты Листа не могла не вызвать удивления своей нелогичностью и претенциозностью. Однако сюита „Петрушка“ Стравинского была сыграна пианистически безукоризненно, и, возможно, это решило вопрос о выходе его в финал. Здесь он блистательно — другого слова не подберешь — исполнил Третий концерт Рахманинова, в полной мере выявив и виртуозность и поэтичность этой музыки. Донохоу показал, что он — серьезный артист с серьезными художественными намерениями».
Вторая премия, разделенная им с В. Овчинниковым (первое место осталось вакантным), стала достойной наградой артисту за целеустремленность и мастерство. Вместе с тем, интенсивная концертная деятельность, последовавшая за московским успехом, подтвердила справедливость решения жюри. Серьезность творческих концепций, крепкое пианистическое мастерство, неуклонное расширение репертуара дают Донохоу все основания для подъема по лестнице пианистической известности.
Григорьев Л., Платек Я., 1990