Домра
04.06.2011 в 21:48.Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя - четырьмя струнами.
Домра входит в состав оркестра народных инструментов, причем в нескольких видах - пикколо, малая, альтовая, басовая и контрабасовая.
А сто лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало в России, и даже рисунков ее не сохранилось: в XVII веке ее казнили, как преступницу.
В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего. Позволяли себе шутки, не всегда безобидные, и над христианской религией. Это вызывало гнев властей, как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла.
Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек.
Л. В. Михеева
Русскую домру часто путают с казахской домброй. Это понятно, поскольку кроме сходного звучания самих слов это инструменты одного плана: струнные щипковые. В нашем веке у домры вторая жизнь. Ее первая жизнь (XVI - XVII века) была связана с искусством скоморохов и окончилась вместе с ним. Вторая - началась в 1896-1900-х годах, когда В. В. Андреев и С. И. Налимов сконструировали новую домру, которой теперь пользуются в оркестрах народных инструментов.
М. Г. Рыцарева