Опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней»
12.01.2011 в 16:22.Опера в трех действиях; либретто Н. Тейта.
Первая постановка: Лондон, женская школа-пансион Дж. Приста, Челси, 1689 год.
Действующие лица:
Дидона (сопрано), Белинда (сопрано), вторая дама (сопрано), колдунья (меццо-сопрано), первая ведьма (сопрано), вторая ведьма (сопрано), дух (меццо-сопрано), Эней (тенор), матрос (тенор), хоры придворных, ведьм, матросов (с танцами).
Действие происходит в Карфагене после падения Трои.
Действие первое
Царский дворец в Карфагене. Входит царица Дидона в сопровождении свиты, которая пытается успокоить ее («Shake the cloud from off your brow»; «Прочь гони печаль с чела»), но царица охвачена волнением из-за любви к Энею («Ah! Belinda, I am prest»; «О, о, что пророчит смутный трепет сердца»). Тот также появляется со свитой и просит руки Дидоны. Хор воспевает любовь, всеобщий восторг выражается и в танцах («То the hills and the vales»; «Светлый хор облаков»).
Действие второе
Пещера. Колдунья и две ведьмы замышляют расстроить союз Дидоны и Энея и уничтожить Карфаген в пламени пожара («Wayward sisters»; «Где вы, где вы, сестры зла»). Колдунья посылает Энею духа под видом Меркурия с приказом якобы от Юпитера оставить Карфаген («Stay, prince and hear great Jove's command»; «Стой! И внимай. Я — глас небес»). Приказ застигает Энея, Дидону, Белинду и свиту в лесу, на охоте, одновременно с бурей, насланной колдуньей. Эней в горести взывает к богам.
Действие третье
Матросы радуются скорому отплытию («Come away, fellow sailors»; «Эй, моряк! Поднимаем якоря»). Дидона признается Белинде, что скорый отъезд Энея повергает ее в скорбь. Эней пытается оправдаться перед ней, затем предлагает остаться наперекор воле богов, но Дидона велит ему уходить, решив умереть (дуэт «What shall lost Aeneas do?», «Я пришел тебе открыть...»). Держа за руку Белинду, царица умирает («Thy hand, Belinda...»; «О, дай мне руку», «Мной выбран путь»). Амуры разбрасывают лепестки роз и танцуют в сопровождении хора («With drooping wings ye Cupids come»; «Скорбя, поникли два крыла»).
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
В опере Пёрселла отражен античный миф о жизни Энея, легший в основу поэмы Вергилия «Энеида». Поэма была популярна среди композиторов. Но до наших дней сохранили актуальность не многие сочинения, в т. ч. опера Пёрселла. Сдержанная скорбь, глубина отличают мелодику этого сочинения, насыщенного хроматизмами. В течение двух веков опера не исполнялась на сцене, только после лондонской премьеры 1895 она обрела свою «вторую жизнь». К мировым шедеврам относится ария Дидоны «When I am laid in earth» (3 д.). Отметим постановку 1951 в Лондоне п/у Бриттена, спектакль на Глайндборнском фестивале (1966, партию Дидоны исполнила Бейкер).
Дискография: EMI. Дир. Джонс, Дидона (Флагстад), Эней (Хэмсли), Белинда (Шварцкопф), Колдунья (Мандикян) — ЕМI. Дир. Барбиролли, Дидона (Лос-Анхелес), Эней (Глоссоп), Белинда (Харпер), Колдунья (Джонсон).
Е. Цодоков
Публикации
- «Дидонея» в театре «Татр» в рамках Пятого фестиваля «Видеть музыку» (belcanto.ru) (22.11.2020 в 17:03)
- Большой театр воспроизвёл фестивальную постановку «Дидоны и Энея» (belcanto.ru) (18.12.2019 в 10:04)
- «Дидона и Эней: Хенгельброк» в фабричных кулисах (belcanto.ru) (21.05.2016 в 18:24)
- Диптих DIDO в Новой опере (operanews.ru) (23.06.2014 в 11:56)
- Три премьеры в Ла Фениче (belcanto.ru) (15.04.2010 в 22:32)